СюжетыКультура

Наше кино на «Горизонте» и за ним

С 29 августа по 8 сентября пройдет 69-й Венецианский кинофестиваль

Этот материал вышел в номере № 97 от 29 августа 2012
Читать
С 29 августа по 8 сентября пройдет 69-й Венецианский кинофестиваль.

Похоже, неувядаемая «Мостра» тоскует по сильным чувствам и эмоциям, о чем свидетельствуют названия конкурсных премьер: «Страсть», «Измена», «К восхищению», «Беспредел-2», «Любой ценой»...

Главная новость старейшего кинофорума мира — смена программного директора. Впрочем, на самом деле, «Мостра» (как называют фестиваль), как любая дама в солидном возрасте, — молодится. По «паспортным данным», ей не 69, а 80 лет. Сам «папа» Муссолини дежурил у ее колыбели в 1932 году. Марко Мюллер, восемь лет стоявший у руля венецианской шхуны, перешел руководить главным конкурентом «Мостры» — Римским фестивалем. В Венецию вернулся Альберто Барбера, который рулил венецианским киносмотром на рубеже веков. Заняв вновь пост директора программ, он сократил число фильмов: в главной конкурсной программе всего 18 картин. Тем не менее отборочная комиссия пригласила фильм Кирилла Серебренникова «Измена» в конкурс, который обещает быть в этом году запоминающимся.

«К восхищению» Терренса Малика — повествование о том, как люди застревают в отношениях и уже не могут из них выбраться. Примерно на ту же тему картина нашего соотечественника Кирилла Серебренникова «Измена» (см. стр. ) На близкую тему, но для тех, кто любит погорячее, — «Страсть» Брайана де Пальмы; экран обещает поток чувств, не знающих препятствий: от любви к ненависти, от страсти к мести. В «Беспределе-2» Такеши Китано продолжает руинизировать романтический образ якудзы, им же в ранних фильмах и воспетый. Ульрих Зайдль представит вторую часть трилогии «Рай» с подзаголовком «Вера» (первая часть — «Рай: Любовь» тепло была принята в Каннах). Фильм Ким Ки Дука, вышедшего из затяжного кризиса, называется «Пьета». Постер фильма отсылает нас к «Оплакиванию Христа» Микеланджело. Но корейский режиссер переосмысливает канон: не Дева Мария держит мертвое тело Иисуса Христа, в центре его картины «мужчина и женщина, которым не будет прощения». «Мастер» Пола Томаса Андерсона стал 18-й картиной основного конкурса. Это психологическая фреска из времен послевоенной Америки — о вовлеченных в религиозный культ, о вере и сомнении. Ленты Роберта Редфорда и Сюзанны Бир покажут вне конкурса.

Среди документальных внеконкурсных картин: фильм Майкла Манна, возглавившего жюри; картина Спайка Ли о Майкле Джексоне; новая работа Джонатана Демме («Молчание ягнят»), а также российский фильм «Антон тут рядом» кинокритика, издателя, главного редактора журнала «Сеанс» Любови Аркус. Это во всех смыслах авторская, даже автобиографическая картина. Хотя в центре документального романа — судьба подростка Антона, страдающего аутизмом. Но его драматическая история вышагивает из рамок кино, оказывается больше, чем предмет киноисследования, становится судьбой автора. В каком-то смысле с человеком отдельным, бегущим из толпы, умирающем без любви, без кого-то близкого рядом, — отождествляет себя и зритель. В фильме есть еще третий герой — камера (картина отлично снята Алишером Хамидходжаевым). Если бы не камера, судьба Антона, возможно, сложилась бы трагичнее. Когда с Антоном, от которого отвернулось общество, рядом нет близкого человека, он, мятежный, заглядывает в спасительную камеру, как будто ищет сочувствия и дружбы тех, кто сейчас смотрит это кино.

А открывает фестиваль актуальное политическое полотно «Фундаменталист поневоле» Миры Наир («Ярмарка тщеславия», «Свадьба в сезон дождей», «Нью-Йорк, я люблю тебя», «8», «11 сентября»). Оно снято по одноименному роману пакистанца Мохсина Хамида, вошедшему в шорт-лист Букеровской премии. Перед молодым пакистанцем, выпускником Принстона, открываются небывалые перспективы: работа на Уолл-стрит, прекрасная карьера, завидный роман. Всё меняется после 11 сентября. Вчерашние друзья с Манхэттена видят в Чангизе потенциального террориста. Новый художественный директор Альберто Барбера не жалеет похвальных эпитетов в адрес картины, оценивая «роль женской креативности в современном искусстве и обществе», а также способность режиссера исследовать «сложную и острую тему фундаментализма во всех его проявлениях, опираясь на его глубокие этнические и моральные причины и мотивации».

В прошлом году обладателем главного приза Венецианского кинофестиваля стал фильм «Фауст» Александра Сокурова. На нынешнем фестивале российские картины — практически во всех программах. В юбилейной ретроспективе «80!» — фильм Юлия Райзмана и Дмитрия Васильева «Последняя ночь», снятая в 1937 году. Фильм, рассказывающий о последних днях перед Октябрьской революцией 1917 года, был отправлен на полку, потому что недостаточно осветил роль Сталина «в борьбе за Октябрь». В докладной записке завсектором кино Отдела культурно-просветительской работы ЦК ВКП(б) товарищ Тамаркин также сообщал о своем недоумении касательно сюжета фильма, в котором противопоставлялись две семьи: фабриканта Леонтьева и рабочего Захаркина. Так вот, в итоге борьбы этих представителей враждебных классов почти вся семья рабочего Захаркина оказывалась убитой. Семья же фабриканта выходила из борьбы невредимой. Товарищ Тамаркин возмущался, что убитыми и ранеными в «битве кровавой» оказывались только рабочие. Нежизненно как-то, не позитивно.

Почетного «Золотого льва» за вклад в киноискусство получит 89-летний итальянский классик Франческо Рози.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow