СюжетыОбщество

Укрощение лесных варваров

В Нижегородской области разгорается борьба с расхитителями леса

Этот материал вышел в номере № 95 от 24 августа 2012
Читать

Экологи бьют тревогу: еще немного — и от Выксунского леса не останется и следа. Незаконные вырубки в последнее время приобрели тотальный характер и теперь угрожают полным уничтожением лесного хозяйства района. По мнению местного Общественного совета по экологии, наносимый «черными лесорубами» ущерб сопоставим с последствиями разрушительных пожаров 2010 года, когда в огне погибло более 50 тысяч гектаров леса. Администрация г. Выксы предпринимает меры по исправлению ситуации, однако их пока недостаточно. К тому же инициативы руководства района без особого энтузиазма встречаются в местной полиции: ни одно из десяти уголовных дел, возбужденных по фактам нелегальных вырубок, не дошло до суда. Экологи считают, что решению проблемы могут помочь федеральные структуры. На днях члены Общественного совета направили Генеральному прокурору Юрию Чайке письмо, в котором просят организовать проверку законности деятельности в сфере лесозаготовок.

Масштаб бедствия

Недавно в Выксе по инициативе администрации района прошел круглый стол, посвященный проблемам сохранения и воспроизводства лесных ресурсов, борьбе с незаконными вырубками леса. По итогам эксперты пришли к выводу, что главными напастями Выксунского леса являются древесные вредители и нелегальные рубщики леса, причем последние представляют гораздо большую опасность, чем насекомые. По мнению руководителя Выксунского районного лесничества Андрея Петрушева, в промышленных масштабах, без нанесения необратимого ущерба для экологии, можно заготавливать объем леса, с которым справятся пять-десять пилорам. Но в действительности в Выксунском районе работает, по разным данным, от 200 до 300 (!) лесозаготовительных предприятий. «Черные лесорубы» вывозят зеленый лес в объемах, превышающих допустимую норму в 50–60 раз!

О незаконной вырубке здорового леса под видом «расчистки горельников» местные жители заговорили еще два года назад — сразу после пожаров. Жаловались на то, что из лесов потоком вывозится качественный материал, многотонные лесовозы поразбивали дороги, район наводнили гастарбайтеры. Но сегодня выксунцы очень неохотно обсуждают эту тему, и причина понятна: в условиях нынешних мизерных зарплат в провинции многие вынуждены калымить на пилорамах.

— Население боится, — поясняет причину народного безмолвствования глава Выксунского района Игорь Раев. — Но у нас же не 37-й год! Что тогда требовать от власти, если народ не проявляет инициативу?! Мы специально вывесили на сайте администрации обсуждение проблемы лесов, но интерес был чрезвычайно низкий. Давайте вместе работать! — призывает глава администрации.

Между тем вырубка продолжается. Вот о чем поведал один рубщик, которого наш корреспондент застал во время работы.

— У нас была установка: режем то, что пойдет на пилораму, горелое оставляем, — рассказывал Алексей, прогуливаясь по делянке недалеко от когда-то полностью выгоревшей Верхней Вереи. — Делянка в аренде у Сергея Кодяева, который управляет также четырьмя пилорамами. Но реально рулил всем директор Выксунского лесхоза Заторский. Платят по 150–200 рублей за вырубленный куб. На нашем участке впритык к горельнику был зеленый лес. Мы его тоже рубили.

Деревянное «Эльдорадо»

На глазах корреспондента «Новой» гаишники у села Виля остановили пустой лесовоз «Урал». Прав у водителя Артема Казеннова не было, а транзитные номера уже год как просрочены. На вопрос о том, на кого он работает, Артем ответил пространно: «Многие тут пилят!» Однако тут к месту разбора подкатил черный джип, и «все оказалось в порядке». Приехавший на джипе Леша заявил, что у него все законно, он берет делянки у Выксунского лесхоза.

По словам самих стражей дорог, лесовозы курсируют постоянно.

— Мы задерживаем транспорт без документов, передаем в полицию, а что дальше происходит, не знаем, — поведал инспектор Александр Фокин. — Часто бывает: идет машина, документов на груз нет. Мы останавливаем — бумаги через какое-то время привозят. На этом все и заканчивается.

За последние два года количество лесопилок и лесорубов в районе увеличилось в разы. А количество горельника практически не убывает — лесозаготовителю нужна товарная древесина. «Монополистом всея лесов» в районе считается госпредприятие «Выксунский лесхоз», которым руководят Заторские, отец с сыном. Старший — директор, младший — главный инженер.

— Все, кто связан с лесной сферой, практически разом богатеют, — объясняет причины популярности нелегального бизнеса бывший журналист Сергей Сидоров. — Непонятно только, где средства, которые были выделены на расчистку горельников? Заторский кричит, что ему на посадки выделяют небольшие деньги, но их тоже никто не видел — на посадку выгнали учеников на субботник. «Выксунский лесхоз» — это финансовая дыра. Все знают, что они держат все леса в районе. У них по лесам разбросано около двух десятков лесопилок.

«Глухари» прилетели

По словам Игоря Раева, только в этом году было заведено более 10 уголовных дел по фактам незаконных вырубок леса. Глава Выксунского района грозился опубликовать имена этих «героев» на сайте администрации, как только будет доказана их вина. Но как выяснилось, ни одного уголовного дела по нелегальным вырубкам в суд направлено не было.

— До нас эти дела не дошли, — развела руками Ольга Малеева, представитель Выксунской прокуратуры, ответственная за работу со СМИ. — Проще говоря, это «глухари».

И.о. начальника полиции Олег Пакин заявил, что имена тех, против кого заведены дела, — тайна следствия. А истцом во всех возбужденных уголовных делах выступает Выксунское районное лесничество.

— Заведено десять уголовных дел. Три раскрыто. Главная причина подобных преступлений — отвратительный контроль со стороны лесничества. Они через полгода обнаружат незаконную рубку, а потом к нам бегут жаловаться.

Правда, в Выксе все-таки есть люди, которые готовы открыто говорить о лесных хищениях. Но их силовики игнорируют. Так, по словам директора НП «Экоцентр» Татьяны Казаковой, в районе официально зарегистрировано около 80 лесопилок. На практике — в разы больше.

— Только у Заторских не меньше десятка пилорам. Заторский здесь барин, и ведет себя как хочет. Он монополист, и без его ведома ни одна машина с лесом не проедет. А происходит это благодаря нынешнему Лесному кодексу, в котором полностью отсутствует ответственность лесопользователя.

— Про уголовные дела против незаконных пильщиков у нас газеты писали какую-то ахинею, — продолжает возмущаться эколог. — Типа, всех скопом оштрафовали на 130 тысяч рублей! Да это одна фура леса! А вывозят на миллиарды. У многих моих знакомых мужья и сыновья калымили — по ночам пилили товарный лес. И этим занимаются все. Поэтому вся деятельность полиции — полная профанация! Вообще, у меня апокалиптическое видение будущего родного края. Выкосят весь лес, и потребуется более 50 лет, чтобы он восстановился.

С больной головы...

Сам Константин Заторский, директор ОАО «Выксунский лесхоз», подчеркивает, что все разговоры про него — «от отсутствия информации».

— С хищениями обращайтесь к лесничим. А арендой занимается департамент лесного хозяйства Нижегородской области. Конкретных рубщиков я назвать не могу. Милиция работает нормально. А вот контролеры-лесники недорабатывают. В первую очередь потому, что их мало: 14 человек на 148 тысяч гектаров леса. Нужно увеличивать штат лесников.

По словам Заторского, в 2011 году лесхоз освоил 67 миллионов рублей, выделенных на расчистку горельника. В результате было расчищено 2280 га, подготовлена почва, посажен молодой лес.

Кстати, в круглом столе, о котором мы упоминали в начале заметки, Константин Андреевич участия не принимал, сославшись на недомогание. Похоже, что опасался неудобных вопросов.

Что имеем в сухом остатке? Многострадальный Выксунский лес, еще не оправившийся от последствий страшных пожаров 2010 года, незаконно вырубается, причем в промышленных масштабах. Район на пороге экологической катастрофы. Полиция закрывает глаза на деятельность «черных лесорубов», уголовные дела до суда не доходят. Лесхоз обвиняет во всех грехах лесничих, которые обязаны следить за состоянием леса. Но что лесники могут сделать, если их всего 14 человек на весь район?

Между тем пилорамы продолжают пилить лес. Большинство из них делают это незаконно: оставшихся горельников явно не хватает на 200–300 пилорам, работающих в районе по факту. Экологи считают, что банальная проверка разрешительных документов с пристрастием позволит закрыть до 90% лесозаготовительных предприятий, что, по сути, разрушит нелегальный лесной бизнес. Но судя по активности местных силовиков, к решению проблемы необходимо подключать федеральные правоохранительные органы.

Константин ГУСЕВ, Алексей МАЛИНИН, Нижний Новгород

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow