СюжетыОбщество

«Сможет ли Кузнецов спасти старую Москву?

Остается надеяться на его немецкий опыт»

Этот материал вышел в номере № 95 от 24 августа 2012
Читать
Изображение

Сергей Кузнецов — новый главный архитектор Москвы. На этой позиции любой человек рискует попасть в историю: или прославиться, или опозориться в глазах современников и потомков. «Объективка» для понимания грядущих перспектив дает пока немного: тридцать пять лет, за плечами — участие в «Сколково» и олимпийском Сочи, многолетнее партнерство с архитектурным бюро Сергея Чобана. По словам людей, с ним сотрудничавших, Кузнецов — умный архитектор со своим видением того, что должно быть сделано в городе, глубоко проникает в проекты, уровень подачи и качество деталей скорее немецкие, чем русские, и такого качества он будет добиваться от всех. На следующий день после назначения он ушел с должности в Архитектурном бюро Speech, так как совмещать их невозможно и неправильно. А еще наши источники сообщают, что Кузнецов — человек «с большим авторитетом у Собянина».

Знаковое назначение комментирует для «Новой» профессор МАРХИ, архитектор Евгений АСС.

— Сергей Кузнецов — человек не просто образованный и профессиональный, но обладающий хорошим вкусом, имеющий европейский опыт архитектурной и градостроительной деятельности. Насколько я знаю, правительство Москвы долго обыгрывало разные варианты. Искали молодого профессионала, который уже успел себя зарекомендовать. Не исключаю: в итоге сработала даже не связь Кузнецова с проектом «Сколково», но его проект Дворца водных видов спорта в Казани. В целом решающим оказалось то, что он — практикующий архитектор, и его проекты не просто престижные, но знаковые и политически значимые.

Мне кажется, Кузнецов любит профессию и далек от конъюнктурных мотивов. То есть он — не человек системы, не интегрирован в сферу московского управления, а значит, свободен от корпоративных связей. Насколько мне известно, в архитектурной среде, в профессиональном сообществе он себе недругов нажить не успел. Но как всем понятно, самое важное для человека, занявшего этот пост, — противостоять давлению и властных, и бизнес-структур. Тут необходимы сила воли, решительность, психологическая устойчивость. Много лет наблюдая за жизнью московского архитектурного сообщества, могу сказать, что Кузнецов будет находиться в ситуации чрезвычайно тяжелой, окажется перед проблемой противостояния и угрозам, и искушениям. Человек, который идет на эту должность, в каком-то смысле камикадзе. Первое: он вынужден приостановить свою практическую деятельность, иначе сразу попадет в зону конфликта интересов. Второе: он оказывается в зоне огромной ответственности, сейчас еще обострившейся в связи с «Большой Москвой».

Но сам факт его многолетнего содружества и партнерства с Сергеем Чобаном, человеком, имеющим двойное архитектурное гражданство, огромный опыт работы в Берлине, вообще в Европе, о многом говорит. Возможно, Кузнецов не играл в этом тандеме первых ролей, но основные творческие решения принимались сообща. В итоге возникала качественная архитектура. И если этот уровень он сможет поддержать, будет хорошо для всего отечественного градостроительства.

Знаю к тому же, что он очень сочувственно относится к истории, к старому городу, к памятникам. Сможет ли он спасти старую Москву, защитить ее от большого бизнеса, который больше всего угрожает городу? Остается надеяться на его немецкий опыт. В Европе отношение к старой архитектуре куда более пиететное, чем в Москве.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow