СюжетыКультура

Кино-д за-дза!

Под какие нужды перепрофилируют кинотеатры?

Этот материал вышел в номере № 93 от 20 августа 2012
Читать
Российские фильмы снимаются, в том числе детское кино, — только где его будут показывать? О том, что происходит сегодня с государственными кинотеатрами, говорим с руководителями московского кинопроката, директорами кинотеатров
Изображение

Кинотеатры Москвы можно условно разделить на три части.

44 здания кинотеатров — в ведении ОДУИК (Объединенная дирекция по управлению имущественным комплексом киносетей). В основном здания сдают в аренду таким коммерческим компаниям, как «КАРО-фильм». Из 44 — 18 кинотеатров не работают по техническим причинам в ожидании инвестора.

33 кинотеатра — в ведении департамента культуры.

Из них: 22 — «Московское кино» (10 работающих, 12 закрыты по техническим причинам, ждут инвестора) и 7 — детских кинотеатров («Березка», «Вымпел», «Искра», «Молодежный», «Салют», «Полет», «Юность»). Все они отремонтированы, оснащены современным цифровым оборудованием, в том числе в формате 3D. «Березка» после ремонта откроется в конце года.

— Государственный кинопрокат умер?

Наталья БОНДАРЕНКО, начальник отдела кинофикации и кинопроката департамента культуры:Задача, которую ставим перед нашими кинотеатрами, независимо от того, детские они или входят в сеть «Московское кино», — расширение их возможностей и превращение в кинокультурные досуговые центры с образовательной составляющей, в которые было бы интересно прийти всей семьей. Принципиальное отличие наших кинотеатров от коммерческих сетей — более широкий репертуар, более разнообразный спектр культурно-досуговых услуг: фестивали, кинофорумы, концерты, театральные постановки, школьные абонементы, работа клубов и кружков. Для этого у нас есть инфраструктура, отремонтированные и переоборудованные кинотеатры, в частности детские. Мы ищем новые креативные формы взаимодействия с населением, с молодежью. Развиваем сотрудничество с постоянными партнерами, расширяем диапазон контактов, привлекаем самые разные культурные проекты.

— По словам директора департамента культуры Сергея Капкова, в Москве из 80 государственных кинотеатров 30 не работают. Работающим «однозальникам» трудно конкурировать с мультиплексами в торговых центрах. Он говорит о возможности перепрофилирования ряда кинотеатров «под другие нужды». Это вызывает вопросы и беспокойство. В частности, что происходит с детской киносетью? Известно, что кинотеатр «Арктика» передают Бабушкинскому парку.

Н. Б.:Парк тоже госучреждение, подведомственное дирекции парков. Разрабатывается концепция, по которой кинотеатр буден вписан в инфраструктуру парка, вновь созданная организация будет осуществлять деятельность для жителей района по общему плану.

— А директор парка не может отменить кинопоказ?

Н. Б.: Насколько мне известно, в разрабатываемой концепции кинопоказ сохраняется. Сегодня у нас 7 работающих кинотеатров, которые пока называются «Московские кинотеатры для детей и юношества». В кинотеатре «Полет», где мы с вами находимся, создан методический центр детского кинопоказа для подготовительного этапа к объединению детских кинотеатров. Детские кинотеатры расширят свою деятельность в качестве молодежных кинокультурных центров. Есть предварительное название проекта «Московский молодежный кинокультурный центр». Объединенные в единую сеть, кинозалы смогут работать одной прокатной площадкой, показывать фильмы первым экраном, сотрудничать с крупными кинопрокатными компаниями.

— В связи с этой переадресацией на юношество не потеряются ли детские наработки кинотеатров, на протяжении многих лет сотрудничающих с детскими домами, фестивалями, Музеем кино?

Н. Б.: Расширяя деятельность, детскую составляющую мы не теряем: привлекаем неформальные и коммерческие организации и фонды. Например, Большой фестиваль мультфильмов, Ассоциацию анимационного кино России и другие. Но на первый план выходит «молодежная история». Хотим привлечь студенчество, зрителя от 18 до 35. Для этого уже есть программа действий.

— У нас как реорганизация — что-то обязательно утрачиваем. Так было при ликвидации Госкино, потом при создании Фонда кино. Потери связаны с тем, что перестройки возникают без системного анализа, экспертизы, общественной оценки. Мои опасения связаны с одним: как бы при перепрофилировании детских кинотеатров в юношеские центры не выплеснули ребенка. У нас единственная страна, где еще есть детская сеть кинотеатров, правда, пока слабо работающая. Можем ее потерять. Ведь, по сути, и зрителем мультиплексов является молодежь. У нас вся кинопублика инфантилизирована. А вы могли бы воспитывать зрителя с детства.

Артем ДАВЫДОВ, директор кинотеатра «Полет»: Пришло время менять стиль и направление работы. Есть все предпосылки объединяться в сеть, это более эффективно. У нас есть понимание, как мы это будем делать. Детско-семейная составляющая сохранится. Есть разные временные зоны. Вы же видите: в нашем фойе в 10 утра ощущение, что мы в детском саду. Днем приходят дети постарше. А с 19 вечера идет молодежь, которая хочет посмотреть фильм не в попкорновом кинотеатре. При этом мы должны быть современными. Здесь все посвящено досугу семьи. Чтобы и родителям, и ребенку было чем заняться (например, в мастерской мультфильма). Чтобы люди понимали: можно посмотреть фильм и провести несколько часов интересно.

— Но у вас сейчас в репертуаре исключительно американские блокбастеры. Хотя есть и талантливое детское европейское кино, наконец-то снимаются и российские картины.

А. Д.:Не потому, что мы фанаты заграницы. Сейчас каждый кинотеатр занимается своим репертуаром самостоятельно. Выстраивание грамотной репертуарной политики возможно только при работе в сети, когда совпадают интересы кинотеатров и кинопрокатчиков. Мы планируем единый мощный репертуарный отдел, он будет выявлять лучшие российские и зарубежные фильмы, которые появляются в прокате.

— А что насчет дешевых билетов в детских кинотеатрах?

Н. Б.:Ценовую политику пока менять не планируем. Дневная цена варьируется от 30 до 100 рублей. Будем продолжать проведение бесплатных акций и мероприятий, которые проводятся при поддержке департамента культуры. Например, такие как Международный мультипликационный форум, Рождественский калейдоскоп, организация просмотров фильмов под открытым небом, система школьных абонементов, киноклубная работа, организация детских городков перед кинотеатрами…

— У нас часто город существует изолированно от Федерации. Сейчас развернута огромная госпрограмма по созданию детского кино. А где его будут показывать? На мультиплексы надежды нет. Был 2006-й — Год ребенка, он закончился — и о ребенке забыли.

Н.Б.:Мы показываем все детское российское кино, которое появляется в прокате.

Анна ПЕНДРАКОВСКАЯ, зам генерального директора сети кинотеатров «Московское кино»: Фильмов детских пока производится мало, нечем заполнять репертуар. Кинотеатр берет коммерческое кино и не может ставить некоммерческую цену, иначе не дадут «первый экран» для фильма.

— Я говорю о строительстве мостов между показчиками и Минкультом, Фондом кино, который выделяет деньги на продвижение.

А. П.:Если бы поддержка в прокате детского фильма доходила бы до самого фильма! А то к нам приходят два плаката, два ролика, мизерное число копий, и очень мало поддержки в СМИ.

Н. Б.:А у нас нет финансирования на самостоятельную рекламу.

А. Д.:Российские фильмы могли бы продвигать с помощью социальной рекламы, но она чаще анонсирует такие коммерческие проекты, как мюзикл…

Распространение театров мюзиклов в Москве похоже на эпидемию. Вот и любимый поколениями москвичей кинотеатр «Пушкинский» переоборудовали в театр мюзиклов и «Чайхону № 1». А ведь в «Пушкинском» планировался восьмизальный мультиплекс. Но город в свое время продал кинотеатр компании КАРО, а новый владелец сокращает свою кинотеатральную сеть.

Сегодня эксперты говорят об очередном переделе рынка. Частников интересует исключительно выгода. После повышения арендной платы ряд инвесторов уходит из кинотеатров, уходя — уносит все, что вложили. Городу остаются разграбленные или сгоревшие здания (несколько лет назад пожар охватил кинотеатр «Слава», построенный по проекту Жолтовского и являющийся памятником архитектуры).

— В Москве огромное число неработающих кинотеатров, требующих ремонта. Что будет с ними?

Н. Б.:Готовится концепция с участием департаментов культуры, имущества и Москомархитектуры, в рамках которой будут реконструированы неработающие кинотеатры с привлечением инвесторов. При этом город сохранит культурно-досуговую составляющую этих многофункциональных центров.

— В какой степени инвесторы будут влиять на деятельность этих «заведений»?

Н. Б.: Сейчас специалистами ведется работа по разработке механизмов заключения концессионных соглашений: чтобы и инвесторам было интересно сотрудничать с городом в этом направлении, и город сохранил не «попкорновую», а культурную и просветительскую нишу в кинотеатрах.

Кинотеатр «Правда» «вручили» Винокуру, «Форум» отдавали Пугачевой, в Центр молодежного парламентаризма превращают кинотеатр «Одесса», «Гавана» — теперь у КВН… Мне говорят, что Маслюков заслужил свой дом. Так постройте ему дом или отремонтируйте разрушенный кинотеатр! Почему надо забирать кинотеатры?

Меня настораживает и форма частно-государственного партнерства. Важно, чтобы вопрос выгоды не перечеркивал необходимость воспитания детей, взрослой киноаудитории, зрителя российского кино.

— В «Художественном» создан Центр российского кино. Мне казалось, эту инициативу надо распространять на другие государственные кинотеатры. Если государство вкладывает немалые деньги в кинопроизводство, должно же оно быть заинтересовано в том, чтобы фильмы эти, в том числе работы призеров фестивалей, где-то показывать?

А. П.: Помните, несколько лет назад было постановление о создании «Роскинопроката»? И деньги выделили. И… все замолчано. Никакого анализа не сделано. Почему не получилось? Конечно, это тема Минкульта, они должны были бы разрабатывать законы, изучать статистику, создавать механизмы кинопоказа. Москва готова первой в этом участвовать. Мы создали «Московское кино» как единую прокатную структуру, центром которой является кинотеатр «Художественный». В отличие от коммерческих сетей практически все российские фильмы мы показываем в кинотеатрах нашей сети и дальше будем придерживаться этой политики.

— «Художественный» закрывают на реконструкцию, что будет с ним и с Центром российского кино?

Василиса ОРЕСТОВА, генеральный директор ГБУК «Московское кино»:Идет работа над проектом реставрации. «Художественный» — уникальный кинотеатр. Задача — возвратить историческому памятнику его первоначальный облик, при этом сделать его отвечающим всем требованиям, предъявляемым к современной культурной площадке. Закрытие на ремонт планируется к Новому году.

Мы обратились в департамент имущества с просьбой выделить кинотеатр «Космос» для размещения проектов «Художественного» на время ремонта. Из того, что существует, это лучший вариант, чтобы сохранить наши премьеры, фестивали и другие мероприятия.

— Вопрос: пустят ли вас обратно? У нас порой выселяют жильцов под капремонт и отправляют потом в Марьино.

А. П.: Это государственный кинотеатр. Все зависит от политики города и государства.

В. О.: Разработан проект, где «Художественный» остается кинотеатром, но будут расширены его возможности. Например, его можно будет использовать и как киноконцертный зал. Если получится, вернем оркестровую яму, бывшую в проекте Шехтеля.

Создаем проект «Московская синематека». Центр его будет расположен в кинотеатре «Тула», ряд других кинотеатров будет работать как синематечные площадки. Такую возможность дает наличие в структуре «Московского кино» фильмофонда, сформированного с 1945 года при Московской конторе кинопроката, в нем больше чем 6 тысяч наименований, включающих практически весь «золотой фонд» советского кино.

— Почему некоторые директора детских кинотеатров не приветствуют их перепрофилирования?

Н. Б.:Это естественно. Кинотеатры являются самостоятельными юридическими лицами, имеют небольшой, но свой бюджет. Многое зависит от личности директора. Директора таких кинотеатров, как «Искра», «Полет», «Юность», стремятся, чтобы каждая минута деятельности кинотеатра была заполнена. А есть директора, предпочитающие покой и теплое место с фиксированной зарплатой. Они и уйти не хотят, и делать ничего не желают. Для нас самый важный фактор — кадры. Мы стремимся опираться не только на специалистов в области кино, но и на креативных менеджеров, имеющих хорошее гуманитарное образование, рассматривающих кинопрокат в общем контексте культуры, а также понимающих, что происходит в молодежной среде.

Другое мнение

Как корабль назовете…

Лариса ПРЕТОРИУС, директор Московского кинотеатра для детей и юношества «Салют», генеральный продюсер Всероссийского фестиваля визуальных искусств в «Орленке», кинофестиваля «Сказка», профессиональной премии «Звездный мост»:

— Не хочется выглядеть ретроградом, стоящим на пути модернизации. Тем более что инициатором объединения детских кинотеатров в общую сеть я была еще 9 (!) лет назад. И департамент культуры нашу инициативу горячо поддержал, но где-то в высших коридорах власти идея была похоронена. Объединяться необходимо. Суть разногласий в другом. На какой основе? Уже практически есть решение, что вместо кинотеатров для детей и юношества будут «Молодежные кинокультурные центры». На первый взгляд разница в названиях невелика. Но меняется вся идеология работы.

Десятилетиями мы восстанавливали наши кинотеатры, работали с детской аудиторией. «Молодежные центры» — дорога в никуда. К примеру, кинотеатр «Полет» в последнее время увлекается такой формой досуга, как «Ночь в кино». В Москве и так нет недостатка в ночной развлекательной жизни. Ночная субкультура связана с развлекательным кино Голливуда, иным типом развлечений и атрибутикой. Это и шампанское, и девочки Go-Go, и кальян, и ночные дискотеки. Я не против того, чтобы наши кинотеатры работали поздно вечером и ночью. Но это могут быть арт-программы, ночи анимации, онлайн-трансляции киноцеремоний. Между прочим, наш кинотеатр «Салют» первым протянул руку Науму Клейману, и год Музей кино работал у нас.

Главный же дефицит нашей жизни связан с недостаточным вниманием к детям. Да, у наших кинотеатров есть проблема с привлечением широкой детской аудитории. Эволюция детских кинотеатров необходима. Но тут должны быть воля, общие усилия всех департаментов московского правительства: образования, молодежной, социальной политики. Вот идея показа 100 фильмов в школах. Почему в школах? Ведь когда дети приходят в кинотеатр с педагогом, обсуждают фильм с кинокритиком или его создателями — это уже событие!

Заниматься нужно прежде всего тем, чтобы вернуть детей в кинотеатры. Если человека не научить смотреть кино в детстве, из него никогда не вырастет умный зритель, кто же будет смотреть фестивальное, неигровое кино?

Изображение

У нас и так осталось всего 7 детских кинотеатров, а когда-то их было 18. В период передела собственности 10 потеряли. Мне кажется, это опасная тенденция. Похоже, начинается новый передел собственности. Произойдет эта реорганизация, и не знаю, что будет в этих киноцентрах через несколько лет. Название «детский» было охранной грамотой для кинотеатров. Отказавшись от нее, развязав себе руки, можно делать в отремонтированном здании что угодно. В лучшем случае получим рядовые кинотеатры, ничем не отличающиеся от мультиплексов.

Сегодня принято говорить исключительно о рентабельности и выгоде. Но дети — это вообще очень накладно. В них надо вкладывать: кормить, воспитывать, учить. Отметая прошлое со всеми его изъянами, надо не забывать и хорошее, к примеру, поддержку и строительство детских кинотеатров. И детскую киносеть эту надо развивать. Это дало бы возможность и детскому кинематографу развиваться.

Почему государство строит театры, стадионы, а кинотеатры передает в частные руки? Я разделяю обеспокоенность ряда моих коллег, руководителей детских кинотеатров. Мы все заинтересованы в том, чтобы объединить усилия, модернизировать работу, но при этом не забыть о детях!

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow