РасследованияПолитика

Пропорции не те…

Прокуратуре не понравилось «чрезмерное мягкое» наказание Платону Лебедеву

Этот материал вышел в номере № 92 от 17 августа 2012
Читать
На этой неделе на свет появилось кассационное представление прокуратуры Архангельской области по делу Платона Лебедева. Прокуратура все-таки решила опротестовать решение Вельского районного суда, 8 августа снизившего бывшему главе МФО «Менатеп» тюремный срок на 3 года и 4 месяца ввиду либерализации ряда статей УК (в том числе ч. 3 ст. 174-1 УК РФ («отмывание»), максимальная санкция наказания по которой снизилась с 10 до 7 лет).

На этой неделе на свет появилось кассационное представление прокуратуры Архангельской области по делу Платона Лебедева. Прокуратура все-таки решила опротестовать решение Вельского районного суда, 8 августа снизившего бывшему главе МФО «Менатеп» тюремный срок на 3 года и 4 месяца ввиду либерализации ряда статей УК (в том числе ч. 3 ст. 174-1 УК РФ («отмывание»), максимальная санкция наказания по которой снизиласьс 10 до 7 лет).

Прокурор Ермошко назвал это решение Вельского судьи Иванова «чрезмерно мягким». Он-то просил суд скостить Лебедеву срок на 1 год и 7 месяцев, а судья Иванов «подошел» к вопросу «формально», вынес «незаконное постановление», «неправильно применил уголовный закон», «не учел», что «уголовное наказание преследует определенные цели», а именно: «исправление осужденного и предупреждение совершения им новых преступлений», и, наконец, проигнорировал тот факт, что «назначенное осужденному наказание должно соответствовать характеру и степени общественной опасности преступления, обстоятельствам его совершения и личности виновного». Ведь все это, отмечает прокурор, «учли» Хамовнический суд и Мосгорсуд, назначившие Лебедеву наказание, «которое соответствовало всем требованиям уголовного закона». И, мол, доводы этих судов вельский судья и должен был положить в основу своего решения.

А он что наделал? Судья Иванов — и это самый парадоксальный аргумент прокуратуры, — сокращая Лебедеву общий срок наказания, сослался на необходимость соблюдения «пропорциональности». А ведь закон, пишет прокурор Ермошко, «ничего не говорит о необходимости соблюдения «пропорциональности».

Между тем Конституционный суд еще несколько лет назад выступил с четкими разъяснениями: наказание должно снижаться пропорционально соответственно тому, как снижается верхний предел санкции по той или иной статье. То есть получается, что прокуратура либо не в курсе разъяснений Конституционного суда, либо господин Ермошко упрекает судью в том, что тот прислушивается к КС…

Протест обвинения будет рассматриваться Архангельским облсудом вместе с жалобой защитников Лебедева (они, напомню, также опротестовали решение судьи Иванова, требуя сократить Лебедеву срок до фактически отбытого). Дата рассмотрения пока неизвестна.

Тем временем вслед за Платоном Лебедевым еще одному «юкосовцу» удалось добиться снижения срока наказания благодаря медведевским поправкам в УК. Владимир Малаховский, в декабре 2004 года осужденный Басманным судом на 12 лет строгого режима (дело Малаховский–Переверзин–Диего-Гарсия — те же обвинения, что и у Ходорковского с Лебедевым по второму делу), должен выйти на свободу 10 октября 2012 года.

Добавлю также, что неделей ранее еще один «юкосовец» — бывший заместитель управляющего делами компании «ЮКОС-Москва» Алексей Курцин — и вовсе был освобожден условно-досрочно. Во многом благодаря все той же либерализации уголовного законодательства. По итогам трех приговоров его осудили на 15,5 лет колонии, затем в 2010-м, ввиду смягчения ряда статей УК, срок снизили до 12,5 лет, а в 2012-м, когда он отбыл больше половины, его отпустили по УДО.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow