СюжетыЭкономика

Взятки гладки

Почему крупнейший банк страны за три года так и не смог вернуть себе почти 3 миллиарда рублей

Этот материал вышел в номере № 91 от 15 августа 2012
Читать
Низкая эффективность государственной машины в регулировании сферы бизнеса и несовершенство судебно-правовой системы давно уже бьют не только по независимым или неугодным предпринимателям, но и по крупнейшим государственным компаниям. Сбербанк уже три года не может вернуть почти 3 млрд рублей, предоставленных предпринимателю из подмосковной Электростали. История показательная.

Низкая эффективность государственной машины в регулировании сферы бизнеса и несовершенство судебно-правовой системы давно уже бьют не только по независимым или неугодным предпринимателям, но и по крупнейшим государственным компаниям.

Сбербанк уже три года не может вернуть почти 3 млрд рублей, предоставленных предпринимателю из подмосковной Электростали.

История показательная.

Напомним, еще в середине 2000-х бизнесмен Михаил Белавин (на тот момент — член совета директоров Агрохимбанка) решил заняться девелопментом — построить в Подмосковье, в городе Электросталь, торговый центр «Эльград». 60 тысяч квадратных метров нежилой площади по сей день сдаются в аренду под торговые точки и до недавнего времени приносили структурам господина Белавина неплохой доход.

Строительство торгового центра было завершено в середине 2008 года, а в ноябре двери «Эльграда» распахнулись перед первыми покупателями. В этот же период Белавин взял очередной крупный кредит в Сбербанке (1 млрд 275 тысяч рублей) — под залог свежепостроенного центра (всего же предприниматель набрал в Сбербанке кредитов на сумму 2,7 млрд). Проблемы с погашением начались практически сразу, но тогда ситуация не казалась неразрешимой. Кредитор обращается в суд, суд выносит соответствующее решение, заемщик возвращает средства, а если не возвращает, кредитор обращается в суд повторно с требованием признать должника банкротом, далее — процедура банкротства. Любой банк, столкнувшийся с недобросовестным заемщиком, проходит через такие процедуры.

В случае с Белавиным схема дала сбой. Процедура банкротства была введена в конце ноября 2009 года и по настоящий день не завершена. Более того, за два с половиной года не удалось даже провести аукцион по продаже основного актива структур бизнесмена Белавина — торгового центра «Эльград».

Почему?

Схема

Крупнейший кредитор Белавина, как мы уже упоминали выше, — Сбербанк. В 2009 году, когда предоставлялся очередной кредит, предприниматель производил впечатление достаточно респектабельного заемщика. Помимо ООО «ПТК Комфорт-сервис» (через эту структуру предприниматель владеет «Эльградом») Белавин контролировал ООО «Производственно-торговая фирма» (ПТФ владело сетью магазинов «Спар» в Электростали, офисом Агрохимбанка и рестораном «Белый рояль»). И, несмотря на кризис, который заставлял банки особенно тщательно присматриваться к заемщикам, «ПТК Комфорт-сервис» с марта по май получило необходимую сумму в несколько траншей под залог недвижимости (того самого «Эльграда»).

После этого, буквально в течение нескольких месяцев с момента получения средств, компании Белавина объявили себя банкротами и обратились в арбитраж.

Сам факт банкротства спустя несколько месяцев после получения крупного кредита, конечно, может свидетельствовать не только о злом умысле со стороны заемщика, но и указывать на недобросовестность кредитора, который не сумел или по какой-то причине не захотел правильно оценить риски.

Господин Белавин, например, утверждает, что резкое ухудшение финансового состояния его компаний связано с действиями самого Сбербанка: кредитор, мол, в одностороннем порядке резко поднял ставку по кредиту. Логично предположить, что, если это не было предусмотрено договором, предприниматель должен был немедленно обратиться в суд. Но судиться он не пошел.

Зато, если верить заключению независимого экспертно-правового центра «Кузнецкий мост», с баланса ООО «ПТФ» ушли объекты незавершенного строительства и долгосрочные финансовые вложения на общую сумму около 120 млн рублей, и при этом резко выросла дебиторская задолженность.

Кроме того, как сейчас установлено конкурсным управляющим и экспертами в рамках уголовного дела, из суммы более 1,2 млрд рублей, полученных от банка в начале 2009 года, ООО «ПТК Комфорт-сервис» фактически вывело из оборота на подконтрольные компании по фиктивным договорам более 450 млн рублей.

А судья Арбитражного суда Московской области Племяшова (которая больше в этом суде не работает) пока вела дело, почему-то сосредоточилась на включении в реестр кредиторов многочисленных фирм, так или иначе аффилированных с Белавиным. При этом Сбербанк почему-то попал в список в последний момент, за два дня до первого собрания комитета кредиторов 23 сентября 2010 года (банкротство к тому времени длилось уже почти год, хотя по закону судье для принятия решения отводится только половина этого срока).

Нарастить фиктивную задолженность подконтрольных фирм для того, чтобы у настоящих кредиторов не было большинства — широко известный метод, который применяют для того, чтобы контролировать процедуру банкротства. Чтобы и кредит не возвращать, и контроль над торговым центром сохранить.

Кредиторы

Как мы уже неоднократно отмечали, у ООО «ПТК Комфорт-сервис» были и другие кредиторы, помимо Сбербанка.

Лизинговая компания «Родос» формально к Белавину отношения не имеет. Но один из ее владельцев Дмитрий Куприн был когда-то близким приятелем нашего предпринимателя. Теперь Куприн играет наиболее активную роль в комитете кредиторов.

Компания «Родос» в свое время одолжила фирмам Белавина денег, а кроме того, на взятый в том же Сбербанке кредит приобрела энергоблок для питания торгового центра, и предоставила ООО «ПТК Комфорт-сервис» в лизинг. Так что присутствие компании в реестре кредиторов понятно, в отличие от суммы долга, которая уже в процессе процедуры банкротства выросла на целых 700 млн рублей, которые можно отнести к текущим требованиям, их удовлетворение происходит вне очередности, из выручки, которую приносит «Эльград», — таков закон. Так что Дмитрию Куприну как никому выгодно, чтобы процедура банкротства длилась бесконечно долго.

Более того, компания «Родос» требует передать ей 11 тысяч из 60 тысяч кв. метров площадей «Эльграда», полагая это справедливым вознаграждением за свое участие в проекте в качестве инвестора. К слову, компания дважды обращалась по этому поводу в суд, но ни один иск не был удовлетворен.

Вопрос задолженности компании «Родос» сейчас решается в судебном порядке, и есть шанс, что перейдет и в уголовное русло. Согласитесь, возникновение долга на сумму более 700 млн рублей из оборудования энергокомплекса ТРЦ, цена которого, по оценкам специалистов, не превышает 250 млн рублей, — это по меньшей мере странно.

Кстати, в реестре кредиторов состоит и банк «Возрождение». Представители банка утверждают, что в залоге у «Возрождения» были дорогие лифты, которые и сегодня возят посетителей торгового центра с этажа на этаж. И всё было бы нормально, если бы лифты не попали в «залог» «Возрождению» еще в 2008 году, заметно раньше, чем были установлены в самом ТРЦ, не говоря уж о том, что в собственность ООО «ПТК Комфорт-сервис» они перешли лишь в 2009-м в результате разрыва лизинговой сделки с холдингом «Иволи»…

Торги

На сегодня самый важный вопрос в этом деле — торги по продаже «Эльграда», которые могут позволить действительным кредиторам вернуть хотя бы часть своих средств, однако могут сильно помешать нажиться на ситуации кредиторам «мнимым». Они должны были состояться еще 12 марта, однако несколько кредиторов, включая тот же «Родос», добились вынесения Десятым арбитражным апелляционным судом решения, которое торги запретило.

Большинство «несогласных» кредиторов не устроила стартовая цена, определенная судом, — 1,76 млрд рублей (это цена без учета НДС), основанная на двух независимых оценках и подтвержденная рецензией саморегулируемой организации оценщиков и заключением Управления оценки и залоговых операций. По мнению же недовольных, торговый центр можно и нужно продавать не дешевле 3,2—4,2 млрд рублей.

Тем более не ясно, почему кредиторов не устраивает стартовая цена, если учесть то, что торги планировали проводить на повышение, с шагом аукциона в 5%, и если «Эльград» действительно стоит дороже определенной судом стартовой суммы, участники торгов поднимут стоимость в процессе самой процедуры.

Сейчас постановление Десятого арбитражного апелляционного суда, запрещающее торги, отменено, а дело направлено на новое рассмотрение, что позволяет надеяться на адекватное разрешение ситуации с продажей «Эльграда».


«Эльград»

До недавнего времени ситуация в самом торговом центре тоже складывалась не самым лучшим образом. Так, арендаторы вынуждены были заключать договоры аренды не с владеющим «Эльградом» ООО «ПТК Комфорт-сервис», а с фирмами-прокладками — связанными, естественно, с Белавиным. Надо полагать, что в этих фирмах и оседала основная выручка, в связи с чем компания-собственник ТРЦ ООО «ПТК Комфорт-сервис» оказалась неспособной обслуживать свои долговые обязательства.

Не так давно конкурсного управляющего Дробышкина, который должен был приступить к руководству центром, и вовсе не хотели пускать в офис. Случались и неоднократные провокации, нападения вооруженных арматурой и дубинами хулиганов, погром стеклянных фасадных витрин. (Сейчас возбуждено уголовное дело.)

В целом же есть основания полагать, что ситуация вокруг центра наконец-то близка к развязке. Отстранены от управления «Эльградом» и операционных потоков бенефициары должника. На самого Белавина возбуждено уголовное дело по статье «Мошенничество», и год своей жизни он провел под арестом.

Осталось всего ничего — назначить, наконец, дату торгов. И сделать это может только суд.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow