СюжетыОбщество

Гетеро и гомо сапиенс

О возможности «пропаганды гомосексуализма» — экспертное заключение, которого не заказывали

Этот материал вышел в номере № 89 от 10 августа 2012
Читать

Законы, запрещающие «пропаганду гомосексуализма», уже введены в ряде городов России. В Москве планируется аналогичные законы ввести. Не так давно автор питерского законодательного акта, рыжекудрый депутат ЗАКСа В.Милонов предупредил организаторов концерта Мадонны о «суровых петербургских законах» против пропаганды гомосексуализма и о том, что, может быть, он сам посетит мероприятие, чтобы его проконтролировать (но еще не решил). Но если попытаться отвлечься от депутата Милонова и выяснить, что такое гомосексуализм с точки зрения биологии, то окажется, что не всё так просто…

Когда говорят о «пропаганде гомосексуализма», предполагают, что сексуальная ориентация может быть навязана человеку, что у него есть выбор, на который можно повлиять. Но исследования на близнецах показывают, что при формировании сексуальной ориентации существенную роль играет наследственность. Генетически идентичные однояйцовые близнецы намного чаще имеют одинаковую сексуальную ориентацию, чем генетически неидентичные двуяйцовые близнецы одного пола.

Наряду с генетическими факторами на сексуальной ориентации могут сказаться факторы внутриутробного развития. В ряде исследований было показано, что мужчины чаще гомосексуальны, если у них есть родные старшие братья, причем с каждым старшим братом шансы младшего брата оказаться гомосексуалистом увеличиваются примерно на треть. «Эффект старших братьев», по некоторым оценкам, является причиной каждого седьмого случая мужского гомосексуализма. Наличие приемных братьев, родных или приемных сестер не влияет на сексуальную ориентацию, поэтому предполагают, что вынашивание сыновей сказывается на определенных физиологических особенностях матери, влияет на протекание последующих беременностей.

Половые гормоны, такие как тестостерон, могут влиять не только на степень выраженности половых признаков, заметных невооруженным глазом, но и на развитие мозга, а следовательно, сказываться на особенностях мышления человека, в том числе на его сексуальной ориентации и даже на ощущении принадлежности к одному из полов. Недаром мозг женщины и мозг мужчины имеют некоторые отличия на анатомическом, химическом и функциональном уровнях. Аналогично в ряде авторитетных научных журналов, таких как PNAS и Brain research, опубликованы исследования, в которых найдены отличия между строением мозга гомосексуальных и гетеросексуальных людей одного пола. Содержание гормонов на определенных этапах внутриутробного развития сказывается на поведении с детства. Например, при выборе между игровым поведением, типичным для мальчиков, и поведением, типичным для девочек.

Сексуальное влечение к особям своего пола наблюдалось у представителей сотен видов, в том числе у наших самых близких родственников — шимпанзе. Оно представлено у дельфинов, пингвинов и даже у насекомых. Плодовая мушка дрозофила — один из наиболее хорошо изученных биологических объектов с точки зрения генетики. У мушек известны мутации, напрямую ведущие к бисексуализму. Например, одна из мутаций в гене, необходимом для распознавания пола других мушек. У лайсанских альбатросов около трети пар являются парами между двумя самками. Партнерши живут вместе на протяжении многих лет и помогают друг другу высиживать яйца и выращивать птенцов.

Если гомосексуализм в значительной степени определяется наследственностью, не должны ли «гены гомосексуализма» исчезнуть в соответствии с теорией эволюции? Ведь от однополых сексуальных контактов дети не рождаются.

Принцип закрепления подобных признаков можно проиллюстрировать на примере гена бета-глобина, одного из компонентов гемоглобина, белка, связывающего кислород. Существует мутация, которая портит ген бета-глобина. Человек с двумя испорченными копиями (одна от отца и одна от матери) страдает тяжелым генетическим заболеванием — серповидноклеточной анемией. Эритроциты (красные клетки крови) у таких людей имеют характерную серповидную форму и переносят меньше кислорода. Удивительно, но взамен такие люди получают устойчивость к малярии. Малярийный паразит не может размножаться в испорченных эритроцитах. Человек, у которого только одна копия «плохого» бета-глобина, не страдает от серповидноклеточной анемии, но получает повышенное сопротивление к малярии.

Эволюционная гипотеза поддержания гомосексуализма в популяции заключается в том, что множественные генетические варианты, польза которых напрямую не связана с изменением сексуальной ориентации, в определенном сочетании приводят к гомосексуализму или бисексуализму как побочному эффекту. Примерно так же как генетические варианты, защищающие от малярии, в определенном сочетании приводят к серповидноклеточной анемии. Гетеросексуальные носители отдельных «генов гомосексуализма» могут оказаться более хорошими отцами, более привлекательными партнерами.

То, что «гены гомосексуализма» могут давать эволюционное преимущество своим гетеросексуальным носителям, подтверждается рядом исследований. Например, гетеросексуальные братья-близнецы гомосексуальных мужчин имеют в среднем больше сексуальных партнеров, чем гетеросексуальные братья-близнецы гетеросексуальных мужчин. Возможно, это связано с тем, что женщины находят многие качества, типичные для гомосексуальных мужчин, привлекательными.

Другое объяснение может заключаться в том, что те генетические варианты, которые способствуют развитию гомосексуализма у представителей одного пола, могут быть полезными для представителей другого пола. Действительно, женщины по материнской линии гомосексуальных мужчин более плодовиты. Эта закономерность сохраняется, если рассматривать только матерей, у которых гомосексуален первый сын, то есть с учетом возможного «эффекта старших братьев».

Не менее интересна природа гомофобии. Известный креационист Тед Хаггард, проповедовавший греховность гомосексуализма, ушел в отставку после скандала, вскрывшего его сексуальную связь с мужчиной-проституткой. «Я думаю, что я был столь яростен из-за своей собственной войны», — извинялся за свои гомофобные выступления пастор. Подобных примеров достаточно много.

Представьте, что с вами хотят хорошо провести время роскошная девушка и шикарный мачо. С кем из них вы предпочтете вступить в связь? Для гетеросексуального человека выбор настолько очевиден, что, кажется, выбора вовсе нет. Но многие противники гомосексуализма уверены, что выбор есть. Может ли это объясняться тем, что среди них много бисексуалов? Ведь с такой сексуальной ориентацией выбор неочевиден!

Чтобы проверить эту гипотезу, ученые Адамс, Врайт и Лор взяли предположительно гетеросексуальных мужчин, которые негативно относятся к гомосексуализму, и тех, кто относится к гомосексуализму нейтрально. Испытуемым показывали фильмы, содержащие эротические сцены: пары мужчина–женщина, мужчина–мужчина или женщина–женщина. Оказалось, что в обеих группах возникала эрекция во время просмотра сцен с участием женщин. Но среди гомофобов значительно чаще возникало сексуальное возбуждение при просмотре сцен с участием двух мужчин. Теория о скрытом сексуальном влечении к представителям своего пола как одна из причин гомофобии заинтересовала психологов. Было показано, что мужчины с таким влечением, воспитанные в семье, где гомосексуализм табуирован, например, при наличии нетерпимого к гомосексуализму отца, особенно мотивированы скрывать свое влечение, в том числе при помощи негативных высказываний о гомосексуализме.

Не секрет, что широкий круг противников гомосексуализма — глубоко религиозные люди. Лозунги о «защите психики детей» и «борьбе с демографическим кризисом» зачастую служат прикрытием попыток провести в светское законодательство религиозные нормы. Фразу «это противоестественное половое поведение, которое не приводит к деторождению» легче перенести на поведение монахов и других лиц, практикующих целибат.

Исследования гомосексуализма свидетельствуют о том, что это широко распространенное биологическое явление. Сексуальная ориентация в значительной степени является врожденным свойством человека. Не существует ни одного известного науке эффективного способа изменить сексуальную ориентацию родившегося человека. По всей видимости, «пропаганда гомосексуализма» невозможна, так же как невозможна «пропаганда гетеросексуализма». Возможна только пропаганда доброжелательного отношения к сексуальным меньшинствам, и похоже, что именно против этого нацелены происходящие реформы законодательства: против пропаганды симпатии, терпимости, равенства.

Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах