Сюжеты

Краткий миг добра*

8 августа 85 лет Святославу Федорову

Фото: «Новая газета»

Этот материал вышел в № 88 от 8 августа 2012
ЧитатьЧитать номер
Общество

 

РИА Новости
 

Вот и Славы Федорова нет.

Нелепость, ужасная нелепость унесла его из жизни. Человека, бесконечно любившего жизнь. Человека, который не умел не работать, не умел не искать, не умел быть немилосердным. Сегодня меня спрашивают: а что, Федоров человек прошлого? Или будущего? Более чем убежден, это уникальный человек будущего, человек высокой порядочности, добротворения и человеколюбия. Он проповедовал народный социализм. Но его социализм был очень занятен. Святослав говорил, что его понимание жизни — это справедливость, справедливость и еще раз справедливость. Но справедливость христианская, основанная на личном труде, на личном интеллекте человека, на личной собственности. Он с самого начала своей общественной деятельности говорил: человек без собственности — раб.

Вот это соединение справедливости, собственности и труда и есть в его понимании то, что он называл народным социализмом.

Я не один раз говорил с ним об этом, но он был настолько убежден в своих взглядах, что всякая разноголосица исходила из его душевного склада, ибо Святослав всегда искал нечто новое, справедливое. Он человек будущего. Уникальный человек. Он сеял добро. И не абстрактно, как многие политики, а конкретно. Он возвращал людям зрение, физическое зрение и стремился открыть глаза людям духовно, помочь им найти свой путь в жизни, свое личное определение смысла жизни.

Он был с неуемным характером. Увлекался всем. Писал, творил свою жизнь, как поэт. Метался, мучился, но всегда делал это с улыбкой, повторяя настойчиво, что человек сотворен делать добро.

Конечно, он был прагматик. Прагматик в том плане, что всегда исповедовал идею здравого человеческого смысла. И здесь он был глубоко убежденным романтиком, который не сводил человеческую деятельность к механическому исполнению неких функций, он во всем видел творчество. Ибо не раз говорил: плоды человеческого труда и интеллекта — главное, к чему призван человек в его секундах жизни на этой Земле.

Добрый человек. Гостеприимный, милосердный. Действительно, великий человек настоящего и уникальный человек будущего. И нет ему равных в его жажде к созидательной жизни, к творению счастья.

Александр ЯКОВЛЕВ,
академик РАН

* Печатается по книге «Святослав Федоров. 600 тысяч часов полета. Книга памяти», М., 2005.

 

Святослав Федоров. Вижу выход*

Самое главное богатство, самый большой капитал любого общества — инициатива человека и его трудоспособность. Если бы этот капитал был положен в основу перестройки, то экономическая тоталитарная система смогла бы достаточно быстро превратиться в демократическую эффективную рыночную экономику. Но именно этого-то и не произошло.

На протяжении многих веков наши предки из Киевской, Новгородской и Московской Руси прошли лишь три стадии развития цивилизации: натуральное родовое хозяйство, крепостничество и наемничество. Огромное большинство народа никогда не обладало экономической свободой, так как средства производства, земля и природные богатства всегда принадлежали «элите» (начальникам), охранялись стражами (армия, полиция и бюрократия). Народ должен был работать за «пайку», а если кто-то не хотел мириться с этой системой, его уничтожали.

Длительный геноцид почти убил в народе сам дух свободы, предпринимательства, желание быть самодеятельным гражданином, но главное — длительное угнетение привело к непониманию самой цели и смысла жизни. Трудно считать человеку свою жизнь счастливой, если каждый день он думает только о том, как добыть средства пропитания, чем прикрыть свое тело и как получить крышу над головой.

Наша страна имеет сегодня уникальную возможность передать огромную собственность на средства производства непосредственным производителям товаров и услуг. Как показала практика, мировая и российская, предлагаемое современным правительством создание акционерных обществ этой задачи не решает и не решит.

Существующие властные структуры закрепляют наемничество с отделением человека от результатов его труда. Эти набирающие опасную силу процессы происходят при практически распавшейся системе управления государством и обществом и усугубляют распад экономики, что позволяет антиобщественным по своим целям, коррумпированным и мафиозным структурам заявлять о своих претензиях на политическое управление обществом.

Как преодолеть этот тупик? Выход вижу в решении двуединой задачи.

Первая ее часть — создание такой системы управления страной, при которой государство уже не может стоять над обществом, отбирать различными способами заработанное нами, душить налогами того, кто создает основную массу продуктов питания, товаров и услуг, доходную часть общефедерального бюджета.

Коротко говоря, речь должна идти о создании в нашей стране производственного, общественного и территориального, то есть, по сути дела, народного самоуправления, органически входящего в единую систему управления обществом. Этим самым может быть воплощен не на словах, а на деле фундаментальный принцип демократии, что единственным источником власти во всех ее проявлениях является наш многонациональный народ.

Новый строй можно назвать народным капитализмом. И не надо бояться этого термина. Потому что становым хребтом такого строя призваны стать народное самоуправление, экономическая свобода каждого из нас и наличие миллионов граждан, коллективно владеющих средствами производства, то есть собственников-производителей в городе и деревне, права которых должны быть защищены законом.

Вторая часть — создать соответствующий государственный аппарат, мощный слой так называемых служилых людей. Это государственные служащие, люди в армейской форме, милиция, служба безопасности, казачество, а также интеллектуальная элита, ученые, врачи, учителя, творческая и рабочая интеллигенция в самом широком смысле слова.

Именно на этом двуедином фундаменте может быть построено общество социального согласия и справедливости, где не могут быть оставлены без внимания такие слои населения, как инвалиды, пенсионеры, студенты, молодые и многодетные семьи.

Со всей ясностью хочу подчеркнуть, что речь идет о двух базовых основах гражданского общества в России, тесно между собой связанных и взаимодействующих. Ведь без мощного слоя собственников-предпринимателей невозможно существование материально обеспеченных слоев служилых людей и интеллигенции, а без высокоэффективной работы государственных служащих невозможны успешное и безопасное существование слоя собственников, профессиональная борьба с коррупцией в обществе. Безопасность жизни и деятельности всех граждан осуществляется и поддерживается именно государством, за которым сохраняются значительные координационные и регулирующие функции.

Перемены, о которых идет речь, давно уже стали предметом выстраданного ожидания большинства населения России. Имея опыт предпринимательства в СССР, России и за рубежом, понимая основные задачи в становлении самодеятельного производителя и его нужды, я пришел к выводу, что настало время для консолидирующей политической организации, последовательно утверждающей систему демократических ценностей.

Предлагаю назвать такую организацию ПАРТИЕЙ НАРОДНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ. А девизом ее сделать слова моего однофамильца, замечательного русского философа-гуманиста Николая Федорова — ВМЕСТЕ СО ВСЕМИ, РАДИ БЛАГА ВСЕХ!

Буду благодарен всем людям труда и производственным коллективам, а также тем общественным деятелям, отечественным предпринимателям и банкирам, кто выступит в поддержку этой идеи.

* Опубликовано в газете «Третье сословие»  (август 1994 г.).

 

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera