СюжетыОбщество

Всё, что осталось, — пригоршня земли

Мы знали, что никогда не найдем Володю Яцину, но хотя бы смогли побывать на том месте, где он был убит

Этот материал вышел в номере № 87 от 6 августа 2012
Читать
Мы знали, что никогда не найдем Володю Яцину, но хотя бы смогли побывать на том месте, где он был убит
Изображение

Владимир Яцина — известный фотограф ИТАР-ТАСС, запечатлевший многое и многих, — был расстрелян 20 февраля 2000 года ичкерийскими боевиками. Ему тогда шел 52-й год.

В конце июня 1999-го Яцина прилетел в Ингушетию, задумал несколько репортажей. (В подготовке этой командировки, предположительно, принимал участие выпускник московской «Плешки» Магомед Успаев, проживающей ныне в Швеции.) Володю похитили прямо в аэропорту и вывезли в Чечню — в Урус-Мартан, в тюрьму для заложников, организованную братьями-бандитами Ахмадовыми. Кстати, старший из них — Увайс — был начальником местного РОВД.

В этой самодельной темнице вместе с Яциной держали многих заложников: иностранцев и россиян, похищенных в различных уголках страны. За кого не платили выкуп — убивали средневековым способом: отрубали голову.

Именно так погибли за несколько месяцев до похищения Володи трое англичан, новозеландец (они проводили телефонную связь в Чечне), рабочий Мосдорстроя Панченко, строивший дорогу к нынешней столице Ингушетии Магасу. Казнь боевики снимали на видео, чтобы потом демонстрировать пока еще оставшимся в живых заложникам.

А капитану МЧС России Дмитрию Бобрышеву, сидевшему вместе с Яциной, отрезали голову за то, что он попытался заступиться за другого забитого бандитами офицера.

Вместе с Яциной в заложниках держали матерей, искавших по Чечне своих детей — российских солдат, в том числе Розу Халишкову из Кабардино-Балкарии, чей сын пропал в январе 1995 года. Там же сидели две женщины-этнографа из Польши, похищенные в горах Дагестана. В Дагестане украли и 14-летнего еврейского мальчика Володю Фаиля. В том же зиндане был и гражданин Казахстана Алишер Оразалиев, и 18-летний сын предпринимателя Перченко — в 20-х числах июня 1999 года боевики вывезли Кирилла в Чечню прямо из Москвы.

В начале августа сепаратисты напали на дагестанские села — началась вторая чеченская война. Времени, чтобы освободить несчастных заложников, было очень мало. И помогать им особо никто не торопился. Каким-то чудом удалось спасти только Володю Фаиля (сейчас ему 27 лет, живет в Израиле).

В конце января 2000 года федеральные войска вошли в Грозный, затем — в Урус-Мартан. Бандиты оставляли позиции, уводя заложников в горы: Чири-Юрт, Дуба-Юрт, Дачу-Борзой, Ярыш-Марды — Варанды… У Владимира Яцины очень болели ноги, ему было трудно идти — и его просто пристрелили. Случилось это в Аргунском ущелье, в полутора километрах от селения Нижние Варанды, по дороге в Шатой. Боевики даже не захоронили тело, и останки, видимо, растащили животные…

Что стало с остальными? Их, слава богу, удалось освободить. Несколько месяцев назад бывший заложник, а ныне казахстанский предприниматель Алишер Оразалиев был в России. Посетил в Москве маму Владимира Яцины — Надежду Ивановну, ей далеко за 80, и она по-прежнему ждет сына. И еще Оразалиев выполнил последнюю просьбу убитого бандитами капитана Димы Бобрышева — навестил в Ростове-на-Дону его сына. Сейчас, как когда-то Володе Фаилю, младшему Диме Бобрышеву 14-й год, он никогда не видел своего отца — только фото.

А мы с братом Володи Яцины тоже смогли сделать единственное, что было в наших силах, — теперь похороним хотя бы землю.

P.S. Большое спасибо всем, кто нам помог, но по скромности не пожелал быть названным.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow