СюжетыСпорт

Серебряный дождь Лондона

Олимпиада-2012

Этот материал вышел в номере № 87 от 6 августа 2012
Читать
В столице Великобритании погода переменчива. Но только не для российских спортсменов
Изображение

Мы друг друга не узнали, что не помешало обоим улыбнуться и обменяться дежурными приветствиями. То, что я мог бы обратиться персонально, скажем: «Хай, Тони!» — понял несколько секунд спустя, когда к бывшему премьер-министру Великобритании пристроились фотографироваться гости из Азии. «Хай, Вова!» от него я бы, конечно, не услышал. Но все-таки это было не по Игорю Иртеньеву — встреча его лирического героя с Диего Марадоной, кажется, завершилась так: «Я сделал вид, что его не заметил, он сделал вид, что меня не узнал». Я-то для проверки памяти еще на бейдж глянул: ну точно он. А Тони Блэр по-простецки и без видимого сопровождения, как простой болельщик, отправился на выход из AquaticsCеntre, а я остался обдумывать, что это было.

В фойе от «випов» наверняка было не протолкнуться, только не каждого же идентифицируешь в непривычной обстановке. Наш бывший премьер-министр тоже накануне почтил Олимпиаду своим присутствием. Из-за чего я и не пошел в ExCelна предпоследний день турнира дзюдоистов. Хватило того, что на него рвануло всё российское спортивное начальство: мероприятие на дзюдо было поважнее конгресса, организованного «Русским парком» и посвященного новым спортивным технологиям. Исторические кадры в прямом эфире я все-таки увидел — благодаря экрану, установленному в «Сочи-парке». Вообще-то я шел по аллее Кенсингтонских садов к «Альберт-Холлу», но тут случился «Сочи-парк» (он как раз рядом), а в нем Тагир Хайбулаев во всю стену с золотой медалью и вовремя появившийся там Владимир Путин. Ну свезло президенту: мало того что два золота у дзюдоистов уже были, так и третье еще подвалило.

Злые языки утверждают, что выступавшего накануне Кирилла Денисова просто-напросто «бросили» — побед у России хватало, основная намечалась на следующий день, челябинцем Денисовым можно было пожертвовать. Он и чувствовал себя как-то обреченно, хотя до медальной зоны добрался. А под Хайбулаева все было и заточено, в том числе визит самого большого друга дзюдоистов. Не случайно же финальная схватка Тагира с монгольским дзюдоистом напоминала… как бы это поточнее… добывание древнегреческой амфоры известным персонажем у берегов Фанагории. Тень на прекрасного борца Тагира Хайбулаева это обстоятельство, естественно, не бросает, но слишком много совпадений. Англичане, кстати, комментировали кадры пребывания Путина в ExCel очень сдержанно и слегка иронично. Насчет братания в фойе ничего не знаю. Может, и было. Хотя вряд ли: не тот случай.

Наши начальнички и их окружение считают себя самыми крутыми. Англичане, может, тоже так думают, но стесняются: воспитание и исторический опыт не позволяют пользоваться только спецложами и спецвыходами. На вопрос, что я так привязался к Владимиру Путину, отвечу: это не я к нему привязался, это он ко мне. В прошлом году в Братиславе на чемпионате мира по хоккею всё было тихо и спокойно — и вдруг мигалки, вертолеты, охрана, «ваш приехал», ужас какой-то. Ну да ладно — нынче приехал и уехал, а нам еще золото в Лондоне добывать надо еще где-то, кроме неожиданно открытых дзюдоистских копей.

В «Акватике»-то ничего больше не светило. Об этом с обезоруживающей откровенностью поведал мне знаменитый пловец и крупный деятель олимпийского движения Александр Попов. Встреча с ним состоялась еще на трибунах — там, где простые смертные должны проходить быстро и не задерживаться (английские морпехи в белом гоняют задержавшихся нещадно, никакая аккредитация не помогает), а я зацепился. И тут — вот удача! — навстречу наш красавец, четырехкратный олимпийский чемпион.

Вот я и спросил Сашу, считает ли он сегодняшний день самым удачным для наших пловцов. Я имел право так думать, потому что только что лицезрел вместе с еще 17 тысячами зрителей два подряд награждения. По их ходу на вторую ступеньку пьедестала поднимались вслед за Мисси Франклин и Майклом Фелпсом Анастасия Зуева и Евгений Коротышкин. Мисси выиграла 200 метров на спине с мировым рекордом, а старина Фелпс… Ну что сказать о человеке, который взял свою 21-ю олимпийскую медаль и все равно чуть не плакал, слушая американский гимн? Не понимаю, как ревущий зал не встал весь, от мала до велика. Надо было видеть счастливое лицо Жени Коротышкина, который не отказал себе в удовольствии пройти вместе с Фелпсом и классным южноафриканцем Чедом ле Клосом (тройка призеров в плавании баттерфляем на дистанции 100 метров) по периметру потрясающе красивого зала. Майкл Фелпс не шел, а плыл в лучах почти неземной славы, отблески которой падали на голову нашего Коротышкина.

Но я же о Попове. Так вот, Попов по поводу «самого удачного дня» через паузу ответил, что «смотря с чем сравнивать». Если с предыдущими днями в Лондоне — то, может быть, да. А если вообще, то у российского плавания «бывали дни и получше». Ну он-то знал, о чем говорил. А тут мы и вправду остались без золота. И без шансов на него в последний день яркой плавательной программы Игр. К субботе Россия только на дзюдоистах и выезжала.

Напоследок еще, простите, о дзюдо. Александр Михайлин пропустил три Олимпиады, и это был его последний шанс. Он должен был выгрызть эту медаль, и он ее выгрыз. Тедди Ринера обыграть почти невозможно, но и серебро Михайлина стоит иного золота. Вот его-то и надо было поздравить по-настоящему. Увы — даже на пресс-конференцию времени не хватило.

…Задачу я поставил себе совершенно утопическую — побывать на всех олимпийских аренах хотя бы в пределах Лондона. Про запредельные можно забыть сразу, хотя в Кардифф на «Миллениум» на встречу объединенной футбольной команды Великобритании (когда еще такое будет?) очень хотелось. Но не сильно пожалел, и старейшина российского комментаторского цеха Геннадий Орлов, работающий здесь на волейболе, мои ощущения подтвердил. Уругвай с великолепными Суаресом и Кавани благополучно вылетел, как и Испания; в четвертьфиналах оставалась всего одна европейская страна (как вы понимаете, Великобритания), зажигает Африка с Латинской Америкой, так что «Уэмбли» ждет.

А я пытался объять Лондон олимпийский. Не очень успешно, потому как три точки, включая одну-две в Олимпийском парке, — предел. Дорога—шмон—дорога—шмон (простите за сленг, но пятую подряд проверку иначе назвать не могу, зверею, и это отдельная история), вот и все радости.

На волейбольный матч Россия — Япония в EarlCourtвлетел, когда Катя Гамова вбивала первый мяч в площадку на японской стороне. Все было рядом, как на ладони на этом самом «Корте», где проходили Игры еще 1948 года, а сейчас проходят рок-концерты и подобного рода мероприятия. До циклопического ангара от Олимпийского парка почти час езды, если без пробок (да и на метро по серой юбилейной ветке не меньше), но матч того стоил. Японки цеплялись за каждый мяч, пару раз становилось тревожно, но Катя есть Катя, не зря же скульптурное изображение нашей великой украшает фойе, в котором можно заблудиться. Гамову было кому поддержать, в первую очередь Наташе Гончаровой и Евгении Эстес, но чувствовалось, что нашим обязательно надо разозлиться и даже проиграть одну партию, чтобы начать играть по-настоящему. Зал четко и очень жестко болел за японок, так что дальнейшая судьба нашей очень хорошей команды тревожит. Короткий разговор с разыгрывающей, очень милой девушкой Женей Старцевой, сомнения не развеял. Старцева сказала, что пока все идет, как надо, — только бы в концентрации добавить.

А ведь в игровых видах только на девочек и надежда. Я вообще объявил для себя этот день «женским», успев еще на окончание матча Россия — Австралия в зале для водного пола (он напротив «Акватик-центра» в Олимпийском парке, но так просто до него не доберешься — и это тоже отдельная история). Тут дела были похуже: австралийки нагло и беспардонно, но вполне заслуженно вырвали победу у нашей команды, чем снизили ее шансы на успешное выступление.

В офисе Олимпийского комитета России фамилиями медалистов заполняется одна стена, на каждую медаль — форматный размер А-4. Так вот, для среднего ряда места на стене уже не осталось, а средний ряд — это как раз серебряные медали. День, который я пытался описать, был в основном женским и уж точно абсолютно серебряным. Тяжелоатлеты Апти Аухадов и Наталья Заболотная, даже подняв одинаковые с победителями килограммы, остались вторыми из-за собственного «перевеса». Ну где-то не везет. Но в основном все нормально: американцы с китайцами идут ноздря в ноздрю, мы боремся с Европой, возглавляемой хозяевами, но по золоту проигрывали и Северной Корее с Казахстаном. А если бы не дзюдо?

Но уже накатывала легкая атлетика, надо было успевать на стрельбу, баскетбол и на теннис — вот такой я себе придумал субботний маршрут, а вы уже знаете гораздо больше. И таблица общего медального зачета к вечеру понедельника явно поменялась, хотя она постояннее лондонской погоды.

Предварительные итоги, скорее всего, свидетельствуют о том, что нам, простым переживающим за российский спорт, надо принимать ситуацию такой, какая есть. Считать ее не очень хорошей, но и не слишком плохой. А тем, кто рулит и воображает, что они всех круче, я бы мягко посоветовал не вбухивать в пиар больше, чем в реальные дела. Но пиар-то у нас всегда бежит впереди паровоза.

Из Лондона и в Лондоне это очень хорошо видно.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow