СюжетыПолитика

Сирия и сиеста

Если что-то и беспокоит европейцев в период летних отпусков, то это война на Ближнем Востоке

Этот материал вышел в номере № 87 от 6 августа 2012
Читать
Если что-то и беспокоит европейцев в период летних отпусков, то это война на Ближнем Востоке. Война — это беженцы, которые хлынут из Сирии не в Африку и даже не в Россию или Иран, а — в Западную Европу. Если кому-то еще, кроме самих сирийцев, не нужна была эта война, то, конечно, европейцам
Изображение

Дипломаты и эксперты, развязывая галстуки и укладывая чемоданы, с разочарованием рассуждают, что, уйди Асад в отставку тихо весной, можно было бы избежать большой крови. Становление новой власти под международным контролем по плану Аннана дало бы шанс всем. Но точка невозврата, скорее всего, пройдена, за что европейские чиновники и дипломаты «благодарят» Россию и Китай, которые с упорством защищали в Совете Безопасности ООН небесспорные в ХХIвеке принципы, в том числе — «невмешательства извне». Сакрализация государственного суверенитета в ущерб правам человека все чаще оборачивается трагедиями. Международное сообщество вмешивается слишком поздно, когда худшего уже трудно избежать.

На последнем перед летними отпусками заседании Совета ЕС на уровне министров иностранных дел сирийский вопрос был в центре внимания. Но возможности внешнеполитического форума Евросоюза ограничены сферой его компетенции: расширить черный список сирийских чиновников, военных и компаний, которых не пускают в ЕС и активы которых в ЕС заморожены (43 компании и 128 физлиц). Европейцы не могут навязать другим санкции против Асада, а могут только ввести свои.

Три дня назад на табло брюссельского аэропорта «Насьональ» появилась надпись «отменен» в строчках рейсов сирийской государственной авиакомпании. Отменены ее рейсы в Париж, Лондон и другие крупные аэропорты Старого континента. Это часть новых санкций. Компетентные службы стран ЕС получили право досматривать суда и самолеты третьих стран, заподозренные в поставках оружия в Сирию. Естественно, только в своих портах и аэропортах. Сухогруз, везущий ракеты в Сирию, уже не остановится на дозаправку, скажем, на Кипре.

Тем не менее министры иностранных дел «глубоко разочарованы» неспособностью ООН навязать Сирии мирный план Аннана. В своем постановлении они в очередной раз и без особой надежды призвали членов Совета Безопасности ООН, в том числе Россию и Китай, проявить ответственность, усилить давление на Дамаск, пообещав ему серьезные последствия в случае невыполнения решений международного сообщества. Речь не идет о военном вмешательстве по ливийскому сценарию. В другой брюссельской штаб-квартире — НАТО — мне в который раз подтвердили, что альянс не будет вмешиваться в сирийский конфликт. У альянса нет на это правовых оснований, какие были в Югославии и в той же Ливии.

В то же время в России и Китае госпропаганда упорно сводит усилия Запада к попытке военного вмешательства. Исходя из этого, Москва и Пекин блокируют проекты резолюции с упоминанием статьи 7 Устава ООН. Европейцы же утверждают, что эта статья нужна, чтобы исполнить свой закон, санкциями заставить Асада уйти, а его окружение — принять условия плана Аннана: прекратить огонь, допустить в страну международные гуманитарные организации, начать политический диалог с оппозицией.

В Европе режим Асада считают обреченным. Даже рассматривается вопрос о предоставлении убежища ему и его семье в одной из стран в случае добровольного отказа от власти. Москва устами Лаврова уже исключила себя из этого списка.

Министры иностранных дел стран ЕС обсуждали и вариант действий после ухода Асада. Он не очень благоприятен для Европы. Прежде всего из-за увеличения потока беженцев из числа меньшинств, которых сегодня объективно защищает режим Асада: христиан, шиитов и других. Их ЕС обязан будет принять и обеспечить в силу своих гуманитарных принципов. И это в условиях долгового кризиса и урезания бюджетов.

Европа не питает иллюзий в отношении сирийской оппозиции. Там есть разные люди, в том числе неприятные парни. Но у европейцев уже нет страха перед исламистами. Если они в плюралистической системе, как в Ливии или Египте, то это часть демократии.

Европейский комиссар по гуманитарным вопросам Кристалина Георгиева выступила в конце прошлой недели с заявлением, призвав воюющие стороны в Сирии хотя бы к временному прекращению огня. Она потребовала от членов СБ ООН обеспечить доступ гуманитарных организаций в зону боевых действий. Российские дипломаты пока больше озабочены принципом невмешательства. В среду права председателя Совбеза берет на себя Франция, которая будет продавливать позицию ЕС: давление на Асада, чтобы он ушел, и формирование новой власти под международным контролем.

А пока разворачивается битва за крупнейший экономический центр страны Алеппо, которую сам Асад назвал решающей. Она может плачевно закончиться для повстанцев, считают европейские наблюдатели: Запад не помогает им оружием, в то время как режим получает оружие и боеприпасы из России.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow