Сюжеты

Как киносказка стала страшной былью

«Темный рыцарь: возрождение легенды» вышел в лидеры российского проката

Фото: «Новая газета»

Этот материал вышел в № 86 от 3 августа 2012
ЧитатьЧитать номер
Культура

Лариса Малюковаобозреватель «Новой»

 

«Ну, сынок, будет тебе сегодня шоу», — говорит утомленный битвой опытный полицейский комиссар Гордон (легендарный Гэри Олдман) молодому коллеге. Шоу длиной почти в три часа, приправленное ядерной энергией и меланхолическими раздумьями о смысле бытия, — это финал трилогии Кристофера Нолана о Темном рыцаре. Нолан достойно завершил начатый 12 лет назад фантастический боевик о Бэтмене. И из всех нынешних франшиз его мрачный комикс — наиболее целостное и внятное высказывание...

 

«Ну, сынок, будет тебе сегодня шоу», — говорит утомленный битвой опытный полицейский комиссар Гордон (легендарный Гэри Олдман) молодому коллеге. Шоу длиной почти в три часа, приправленное ядерной энергией и меланхолическими раздумьями о смысле бытия, — это финал трилогии Кристофера Нолана о Темном рыцаре.

Нолан достойно завершил начатый 12 лет назад фантастический боевик о Бэтмене. И из всех нынешних франшиз его мрачный комикс — наиболее целостное и внятное высказывание. Может, потому что неуемная фабрика грез Нолана и его сподвижников — сценаристов и продюсеров, работает на топливе действительности (в отличие от всей фантастической бэтмениады, насчитывающей уже почти 70 лет, где отметились Хилльер, Мартинсон, Бертон, Шумахер).

Итак, успешного промышленника, миллиардера Брюса Уэйна (Кристиан Бэйл) больше нет. Вместо него видим раздавленного потерями близких затворника, скрывающегося в стенах собственного замка от внешнего вполне благополучного мира. Заглотнув личную трагедию, в летаргический сон впало и его тайное альтер эго. Уэйн больше не облачается в плащ летучей мыши. Опираясь на палочку, живет себе в добровольном изгнании, питаясь исключительно болью.

Но как только родной Готэм подвергнется угрозе уничтожения и мир превратится в войну — в бой пойдут ветераны: отбросивший палку Уэйн и поддерживающий Бэтмена комиссар Гордон.

Впрочем, в отличие от предыдущих фильмов, режиссер и актер Кристиан Бэйл, уже привыкший к израненным телу и душе, не демонстрируют раздвоения личности. Нет, это тот самый сникший, мучимый болью, физической и нравственной, «невсемогущий Брюс» должен взять себя в руки и, натурально… взлететь. Превратиться во всепланетарного рыцаря в плаще и доспехах. И в случае необходимости пожертвовать жизнью. Так поступают настоящие герои.

Мрачная готика нового кинобестселлера напитана воздухом времени. Ощущением хрупкости и неуправляемости планеты, охваченной революциями, неконтролируемым террором… острым желанием иметь все и сейчас одних и тщетой надежд изнывающих от нищеты других… нескончаемым экономическим и моральным кризисом… И конечно же, растущим страхом перед будущим. Перед превращением чистой энергии в нейтронную смерть. Перед популизмом, манипулирующим миллионами отчаявшихся.

Все эти сквозняки беспокойств и боязней несутся по лабиринту темного экшена. Бандиты крадут самолет ЦРУ со всеми секретами нейтронной бомбы и ее носителем академиком Павловым. Террористы овладевают фондовой биржей, смахивающей на нью-йоркскую, и запирают всю полицию города в подземелье. Людей уничтожают без суда и следствия, а их имущество присваивают те, кто был ничем.

По Нолану, добру без кулаков или бэтменской сноровки — труба. Зло — необоримо. Его символом становится брутальный монстр Бэйн (Том Харди), злодей в звериной маске-респираторе, сочетающий силу с коварством и умом. Неудержимый фанатик и террорист Бэйн погружает город в хаос, подпитывая нищих энергией надежды на лучшее, а затем превращает Готэм в термоядерный ректор. Многоликое зло и есть неостановимая ядерная реакция.

Погружаясь в мутные воды проблем, кинокомиксу хватает сил оставаться захватывающим зрелищем. Превосходно разыграны женские партии. Червовая дама богачка Миранда Тейт (Марион Котийяр) и пиковая дама-кошка, авантюристка-домушница обворожительная Селина (Энн Хэтэуэй). Впрочем, дамы постоянно меняются мастями, напитывая комиксовых персонажей своей ртутной энергией. Есть ударные сцены, в одной — весь город точечно взрывается, и под ногами у футболистов вспахивает взрывами зеленое поле. Страшно убедительно всевластье военной хунты, приговаривающей обвиняемых к смерти или изгнанию. Изгнание означает уход по трещащему под ногами льду на глазах у толпы головорезов.

Конечно, зритель тоскует о брызжущей через край экрана харизме клоуна-убийцы Джокера (Хит Леджер) из предыдущей части «Темного рыцаря». Странным образом трагедии сопровождают этот фильм. Хит Леджер, блистательно сыгравший маньяка, заклятого врага Бэтмена, не дожил до премьеры и умер в нью-йоркской квартире от передозировки транквилизаторов.

Чудовищным образом Джокер реинкарнировался на премьере

«Темного рыцаря» в кинотеатре города Аврора, штат Колорадо. 24-летний студент-тихушник Джеймс Холмс, обнаружив свое злодейское альтер эго, пустил слезоточивый газ и открыл стрельбу в кинозале. Холмс, красующийся на фотографиях с джокеровской улыбкой, насмотрелся криминальных триллеров и сочинил собственный хоррор с собой, любимым, в главной роли. To shoot: по-английски «снимать» и «стрелять» звучит одинаково. Свое кино Холмс «снимал» автоматом, дробовиком и пистолетом. Сам «смельчак» был надежно упрятан в бронежилет. По сценарию Холмса жертв должно было быть еще больше. Перед тем как отправиться в кино, он включил на полную мощь стереосистему и по-джокеровски завел таймер так, чтобы одна песня бесконечно повторялась, доводя соседей до исступления. Квартиру, начиненную взрывными устройствами, он перепоясал растяжками. На счастье, соседи в квартиру с заманчиво приоткрытой дверью заходить не стали — вызвали полицию. Погибшие в кинотеатре спешили первыми увидеть «Темного рыцаря». Увы, Бэтмен не пришел им на помощь...

Теги:
кино

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera