СюжетыОбщество

«Авроре» снятся кошмары

«Великая морская держава» готова легко расстаться с боевым кораблем №1

Этот материал вышел в номере № 86 от 3 августа 2012
Читать
С 1 августа с.г. «Аврора» — больше не боевой корабль №1 Военно-морского флота России. Ее списали в музей. Неизвестно даже, останется крейсер на воде или переместится на берег. И что его там ждет — на берегу? За крейсер вступились моряки-подводники и ветераны флота. Они обратились с письмом к губернатору Петербурга, чтобы он передал челобитную президенту: напрямую их письма Путину не доходят...

Крейсер «Аврора» — легенда российского флота. Участник двух революций и трех войн. Во время Цусимского сражения осколками шесть раз сбивало флаг корабля, но моряки вновь поднимали его над палубой. Это уже давняя история крейсера, есть и совсем новая: с 1 августа с.г. «Аврора» — больше не боевой корабль №1 Военно-морского флота России. Ее списали в музей. Неизвестно даже, останется крейсер на воде или переместится на берег. И что его там ждет — на берегу? За крейсер вступились моряки-подводники и ветераны флота. Они обратились с письмом к губернатору Петербурга, чтобы он передал челобитную президенту: напрямую их письма Путину не доходят.

# Последний парад?

Утро. Суббота, 28 июля. На корпусе сохнет свежая краска. 19-летние матросы драят столетнюю палубу. 29 июля для них первый и последний День Военно-морского флота на «Авроре». В ближайшее время на корабле не должно остаться ни одного матроса. По приказу министра обороны Анатолия Сердюкова с 1 августа 2012 года крейсер окончательно лишается военного статуса. Теряет отношение к флоту. Становится исключительно музейным объектом и передается в полное ведение Центрального военно-морского музея (ЦВММ). Почему? На то есть VIP-причина.

В июне 2009 года, в дни петербургского экономического форума, крейсер снова прогремел на всю страну. На главном по статусу боевом корабле ВМФ России с размахом отметил свой пятилетний юбилей журнал «Русский пионер». Музыкальное шоу, танцы, выпивка, ныряние за борт — все это происходило в центре Северной столицы на глазах изумленной публики. От скандала не спасло даже то, что на палубе развлекались такие гости, как тогдашние полпред президента в СЗФО Илья Клебанов, губернатор Петербурга Валентина Матвиенко, министр экономического развития Эльвира Набиуллина, бизнесмен Михаил Прохоров, владелец компании «Русский стандарт» Рустам Тарико, пивной магнат Олег Тиньков, президент корпорации MIRAX GROUP Сергей Полонский, депутат-единоросс Владимир Мединский, телеведущая Тина Канделаки…

Расследованием обстоятельств скандальной вечеринки занимались Минобороны, гарнизонная и окружная военные прокуратуры, затем материалы затребовала в Москву Главная военная прокуратура. ГВП в итоге и признала пьянство на военном корабле нарушением закона. Прокуроры внесли представление тогдашнему главкому ВМФ Владимиру Высоцкому. Был уволен командир «Авроры» Анатолий Бажанов, понижен в должности командующий Балтийским флотом Виктор Мардусин. А спустя полтора года выяснилось, что разрешение на «праздничный коктейль на 150 VIP-персон» дал лично главком Владимир Высоцкий — не смог отказать изданию «Русский пионер», на страницах которого печатались Владимир Путин, Аркадий Дворкович, Валентина Матвиенко и другие внештатные авторы.

Но самое серьезное наказание за чужие шалости понесла сама «Аврора». Камни, полетевшие в огород Минобороны и флота после скандальной вечеринки, и заставили задуматься об изменении статуса боевого корабля. В том же 2009 году его решили вывести из состава ВМФ, издали приказ о расформировании воинской части на судне, и 1 декабря 2010 года военный экипаж его покинул. С того момента крейсер числится на балансе петербургского филиала Центрального военно-морского музея (ЦВММ), хотя до сих пор не исключен из Регистра военных кораблей. При двух «хозяевах» жить стало хуже.

Сначала реформаторы рассчитывали, что на «Авроре» продолжат службу один офицер и два матроса, а им в помощь наберут гражданский персонал — 30 человек (механиков, электриков, мотористов и т.д.). Но надежды похоронило штатное расписание. Найти квалифицированных специалистов для работы — не на корабле, а в музее — с окладами в 5-6 тыс. рублей не удалось.

К декабрю 2010 года на крейсере остались девять уволенных в запас военнослужащих.

# Веселые Роджеры

В октябре 2011 года на судне случилось новое происшествие. На крейсер под видом туристов средь бела дня проникли анархисты. Забрались на мачту, развернули «Веселый Роджер» и полотнища с надписями «Реставрация» и «Голод — не тетка». Для освобождения от «захватчиков» вызвали полицию, пожарных, МЧС, врачей и психологов. Анархистов с мачты сняли. Оштрафовали. Об инциденте доложили министру обороны. Разбирались долго. Но поняли сразу: с уходом военного экипажа «Аврора» стала беззащитной.

Временный выход (до 1 августа 2012 года) Анатолию Сердюкову подсказал командующий войсками ЗВО Аркадий Бахин: с Ленинградской военно-морской базы прикомандировали наряд матросов — 14 человек из числа военнослужащих по призыву — для круглосуточного дежурства. Военачальники выдохнули: «Дотянуть бы до 1 августа…» Не дотянули.

…Сообщения об аварии на «Авроре» переполошили Питер утром 23 июля. Люди звонили в МЧС, в полицию, в Смольный: «Аврора» тонет! Крен виден невооруженным глазом!» На место прибыли все: от участковых и пожарных до командования Ленинградской военно-морской базы, кроме руководства Центрального военно-морского музея. К вечеру спасатели «успокоили» горожан: «Причина ЧП на крейсере — сорванный клапан забортной воды».

— Обычная штатная ситуация на «Авроре» на глазах горожан переросла в нештатную и показала неготовность к ее ликвидации, — объяснил «Новой» председатель совета Санкт-Петербургского клуба моряков-подводников и ветеранов ВМФ капитан 1 ранга запаса Игорь Курдин. — Но опасения могли быть и не напрасны, если учесть, что 25 лет крейсер без ремонта. Последний раз ремонтировался в 1984–1987 гг., и четверть века военные не заикались о вложении денег в легенду Российского флота. Давно прогнила и течет палуба, заржавело днище, неисправна система вентиляции. К тому же под «Авророй» вырыт котлован глубиной более 10 метров, чтобы крейсер не сел на мель и не опрокинулся. Он «заилился». Между грунтом и судном расстояние — не более полутора метров. Если произойдет соприкосновение днища и дна Невы, то корабль и впрямь завалится на борт.

Для питерских моряков не секрет, что руководство ВМФ и Минобороны сознательно избавляется от «Авроры». Проблем — много, выгод — мало. Но ветераны флота убеждены: то, что затеяно, — неминуемая гибель корабля, и она недопустима. О чем, собственно, они и пишут в письме губернатору Петербурга Георгию Полтавченко. Военные моряки предлагают юридически выверенный, экономически обоснованный, удобный и грамотный выход: «В соответствии с приказом МО РФ №555 от 10.11.2008 «Аврора» может быть отнесена к составной части ВМФ РФ — вспомогательному флоту как вспомогательное судно ВМФ с гражданским экипажем». Это, по мнению специалистов, позволит набрать полноценный штат на адекватные оклады, участвовать в военно-морских парадах, нести Андреевский флаг и гюйс, обучать курсантов и студентов морских вузов, принимать официальные делегации и пр. Защитники «Авроры» доказывают экономичность и конкурентоспособность своего проекта с калькулятором в руках: планируемая «музеефикация» в разы сложнее и дороже, чем сохранение корабля.

Мнение экспертов

Капитан 2 ранга запаса, писатель-маринист Александр Покровский:

— Складывается впечатление, что мы боремся за государство, а государство борется против самого себя. Почему нужно все время напоминать государству, что оно должно быть? Что есть какие-то государство образующие вещи? Реликвия, ритуал, регламент, традиция, символ… Без этого не существует государства.

Подъем флага, например, говорит о чем? Что мы каждый день клянемся защищать Отечество. Все стоят в одну линию, лицом обращены к флагу — все вместе служат Отечеству. Не матрос — командиру, а все вместе — Отечеству.

«Аврора» находится в этом ряду. Если «Аврора» превращается в макет — тогда всё превращается в бутафорию. Это понимают все, кроме руководителей этой страны. Они почему-то это осознать никак не могут, что всё вокруг вдруг превращается в макет, в бутафорию, в потемкинские деревни.

Судьба подарила России «Аврору». Это — подарок судьбы. Даже знаменитый броненосец «Микаса», участвовавший во многих сражениях и один раз тонувший, не на плаву. Наш крейсер на ходу. Поставь на него двигатель, и он способен выходить в море. Почему бы не воспользоваться таким подарком судьбы? Почему бы так не начать собирать Русь?

Это вам не футбол как объединяющее начало, это гораздо лучше.

Я, кстати, предлагал такую программу настоящего символа России: «Аврора» в сопровождении двух современных эсминцев с дружеским визитом заходит в Стокгольм, Осло, Копенгаген, Лондон — все столицы Европы. Я уж про деньги и не говорю: она заработает не только на свое содержание — в каждом городе очередь из желающих попасть на ее борт будет до небес. Это ли не демонстрация незыблемости России, того, что она была, есть и будет?

Но у нас почему-то всё превращается в еду.

Я только прихожу в Эрмитаж — мне рассказывают: «Здесь у нас отдыхал президент, он вместе с какой-то делегацией тут покушал». Эрмитаж — еда, Кунсткамера — еда, Нарышкин бастион… Спросите в любом музее — вам вынесут прейскурант: сколько стоит отпраздновать день рождения в царских покоях. И на «Авроре», где, кстати, очень хорошие каюты, обязательно будут какие-то застолья. Только если раньше разгорался скандал, это воспрещалось и было каким-то потаенным застольем, то теперь всё будет официально. На палубе боевого корабля нельзя устраивать вечеринки, а в музее уже можно.

Как говорил Вольтер, надо сначала договориться о терминах: или мы строим государство, или — харчевню. Это — разные вещи.

Адмирал, доктор технических наук, профессор Анатолий Комарицын:

— Губернатор, а тем более Георгий Полтавченко — председатель Морского совета, может достучаться до министра обороны, до президента. «Аврора» — уникальный корабль. Три войны прошел и воевал в Цусимском сражении. Он — не символ революции, а символ морской мощи. Нет у нас больше ни одного корабля, который бы столько отвоевал. Да, он — реликвия, но в то же время — боевой корабль, живой организм, о котором надо заботиться. В первую очередь — о взрыво- и пожаробезопасности. Девять человек, которые сейчас там останутся, их обеспечить не смогут.

Мы не вмешиваемся в политику. Мы высказали свое мнение, простое: у корабля должен быть один хозяин. А поскольку это — бывший боевой корабль, правильно вернуть его с особым статусом (корабль-музей, корабль-реликвия — как угодно) в Военно-морской флот, в состав вспомогательных судов. Можно и другое подразделение найти.

Обсуждать решение министра обороны просто не хочу: оно не укладывается в нормальное положение ума. А я — нормальный человек.

Председатель совета Санкт-Петербургского клуба моряков-подводников и ветеранов ВМФ капитан 1 ранга запаса Игорь Курдин:

— Понятно, что – в отличие от кораблей – музеи имеют право зарабатывать. А на «Аврору» вход всегда был бесплатный. Но директива, подписанная министром Анатолием Сердюковым 26 декабря 2011г., ни экономически, ни юридически не решает дальнейшую судьбу крейсера. Реализация этого плана весьма сомнительна, и с точки зрения здравого смысла, и с позиции закона.

Юридически «Аврора» может быть отнесена к составной части ВМФ – вспомогательному флоту – как «несамоходное судно, стоящее на мертвом якоре».

Такой официальный статус позволит и дальше на законных основаниях нести Андреевский флаг и Гюйс, участвовать в военно-морских парадах и иных официальных мероприятиях, военно-патриотическом воспитании подрастающего поколения, принимая на борт для прохождения корабельной практики курсантов и студентов морских ВУЗов города, а также принимать официальные делегации любого уровня.

Кроме того на «Авроре» находятся и эксплуатируются действующие оборудование и механизмы, обеспечивающие его пожаробезопасность и непотопляемость. Обслуживать такие механизмы может только квалифицированный персонал (судовые механики, техники, электрики). И только такой экипаж может обеспечить безопасность его стоянки, которая включает не только швартовные бочки и штанги крепления к берегу, а в первую очередь безопасность пребывания и эвакуации людей с борта корабля в экстремальных условиях.

Директор ООО «ХСГ-Цандер СПб», капитан третьего ранга запаса Андрей Николаев:

— Единственный способ сохранить «Аврору» – перевести крейсер в статус корабля резерва, что позволит силами флота поддерживать его жизнедеятельность и обеспечивать безопасность. Всё – таки флот в России еще силен. Он имеет ресурсы, резервы, ремонтные предприятия. Если отдать «Аврору» на музейное финансирование – она умрет.

Во многих странах из кораблей делают музеи. Или государство, или частные инвесторы находят средства для содержания их как музеев. Но в нашей стране в сегодняшней ситуации никто не выделит денег, достаточных для содержания такого объекта.

Право на ответ

Руководитель пресс-службы губернатора Петербурга Андрей Кибитов:

— Если бы этот вопрос решался на уровне города — поверьте, мы бы с вами сейчас его уже не обсуждали. Георгий Полтавченко поддерживает идею возвращения «Авроры» во флот. Будем работать в этом направлении дальше.

Директор Центрального военно-морского музея Андрей Лялин:

— У нас ничего не меняется. Остаются морские символы. Остаются воинские ритуалы: поднятие флага. Остается экипаж, вахта. А что касается технических специальностей, которые на корабле должны быть по эксплуатации, у нас уже работают на этих местах профессиональные специалисты. У нас там есть специальный штат — он остался тот же, который и был на корабле. Практически — те же лица. Это — разные специалисты, выходящие в разное время и на разные виды работ. Поэтому узко говорить: «Мы видели там одного человека на вахте — значит, там никого нет» — это непрофессиональный подход и непроверенный. К тому же люди еще будут приниматься.

Главнокомандующий ВМФ РФ Виктор Чирков:

— Крейсер «Аврора» — корабль исторический. Находится он в составе Музея Военно-морского флота и будет там находиться. Никаких других решений приниматься не будет. Экипаж на корабле есть, который обеспечит его жизнедеятельность и обеспечит посещение всеми желающими туристами.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow