СюжетыОбщество

Одни хлопоты

Труд инвалида обходится работодателю в 1,5 тысячи рублей в месяц

Этот материал вышел в номере № 85 от 1 августа 2012
Читать
Труд инвалида обходится работодателю в 1,5 тысячи рублей в месяц

Ирина ЗАЙЧЕНКО — для «Новой», Новосибирск

В прокуратуру Новосибирской области поступило заявление от 23-летней Ирины Абдулаевой — сироты и инвалида с диагнозом ДЦП. Она пожаловалась на притеснения со стороны работодателя, который три года платит ей в качестве зарплаты 1,5 тысячи рублей (бывало, и 600 рублей). Хозяева социально ориентированного ателье по пошиву одежды «Поиск-5» пять раз увольняли сироту без объяснения причин. Сейчас девушка официально не трудоустроена, но продолжает ходить на работу.

Три года назад Ирина Абдулаева выпустилась из 152-го интерната для сирот-инвалидов. От умерших родителей у девушки осталось жилье. Сегодня двухкомнатную квартиру она делит со своим старшим братом, сестрой, их женами, мужьями и детьми. Семья живет вскладчину: коммунальные услуги и еда оплачиваются в равных долях. Свою часть Ирина вносит из скромной зарплаты швеи.

— Прихожу на работу в 9 утра, а ухожу в 6 вечера, иногда и позже бывает, — рассказывает Ирина. — Весь день шью, а вечером остаюсь, подметаю мусор и мою полы. Несколько месяцев назад хозяйка ателье сказала, что мне надо уволиться и тогда я смогу получать не только зарплату, но еще и пособие по безработице. Терять мне по большому счету было нечего, и я согласилась. Теперь на бирже мне платят 2 тысячи рублей плюс заработок в ателье — всего 3,5 тысячи.

О нарушении трудовых прав инвалида стало известно сотрудникам 152-го интерната, и они уговорили девушку обратиться за консультацией к юристам.

— Если верить трудовой книжке, за три года сотрудничества работницу пять раз официально увольняли и пять раз вновь принимали на работу, — говорит юрист Светлана Михайлова. — Причины для увольнения были разные: иногда срок истечения трудового договора, иногда «собственное желание», о котором девушка зачастую даже и не подозревала. На данный момент никакого документа, регламентирующего трудовые отношения сторон, нет, следовательно, ни о пенсионных отчислениях, ни о трудовом стаже и речи быть не может. К тому же Ирина Абдулаева — инвалид второй группы, следовательно, по закону она имеет право претендовать на продолжительность рабочего времени не более 35 часов в неделю с сохранением полной оплаты труда. При этом ее жалованье ниже прожиточного минимума.

Я обратилась в ателье «Поиск-5» с просьбой прокомментировать ситуацию:

— Да, мы нарушаем закон, а кто его нынче не нарушает? — призналась Светлана Матвеенко, директор ателье «Поиск-5». — Девушка состоит на бирже плюс получает зарплату у нас. Ну… небольшую, конечно, так и качество работы оставляет желать лучшего, шьет она очень медленно. Думаете, просто работать с инвалидами? Это очень сложный процесс: нужно по сто раз объяснять, разъяснять… Они даже заявление самостоятельно написать не могут. Видели бы вы их почерк! О каких прибылях тут говорить? Сдать бы вовремя заказ. Меня очень часто спрашивают, зачем ты вообще с ними работаешь, одни хлопоты.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow