СюжетыКультура

Человек со срамом

Этот материал вышел в номере № 84 от 30 июля 2012
Читать
В оперном мире разразился беспрецедентный скандал. Российскому певцу в Германии не позволили петь Вагнера, заподозрив в нацизме. Публика, лишенная первоклассного солиста, освистала спектакль

Ежегодный летний Вагнеровский фестиваль в Байрёйте открылся в среду оперой «Летучий Голландец». На заглавную роль давно был приглашен ведущий солист Мариинского театра Евгений Никитин. Работающий в Мариинке с 1997 года, он давно поет в операх Вагнера (и не только) на крупнейших сценах мира, включая «Метрополитен Оперу» и Парижскую оперу. Недавно пел в Москве царя богов в «Валькирии» Вагнера, показал отличную вокальную форму и прекрасное произношение.

Изображение

Накануне премьеры «Голландца» Евгений давал интервью немецкому телеканалу ZDF, в которое были включены кадры 90-х годов: Никитин поет в рок-группе. Полуголый, со множеством татуировок на торсе, руках и совершенно бритой голове. На правой половине груди — диковинный фантазийный угловатый знак, в котором была опознана свастика.

На Вагнеровском фестивале, который любил посещать Гитлер, чтивший композитора (от чего Байрёйту пришлось долго открещиваться), — поднялся шум. После разговора с директором певец покинул фестиваль, не дождавшись премьеры.

Самуэля Юня, мужественно принявшего на себя труд компенсировать форс-мажор на шести спектаклях, публика приветствовала. Режиссера спектакля Жана-Филиппа Глогера, действие которого перенесено в XXIвек, — освистала. Скандал явно не пошел премьере на пользу.

Когда-то в Советском Союзе неохотно брали на работу мужчин с татуировкой, которые чаще называли просто наколками. (Хотя и сейчас в банк вряд ли возьмут.) Обладатели татуировок считались, как сейчас говорят, лузерами.

Впрочем, словцо это появилось в русском языке примерно одновременно с понятием тату. В 90-е нахлынула мода: европейское «тату» означало уже не корявые синие каляки на ручищах водопроводчика дяди Васи, а некий знак — тонкий, но решительный — причастности к своему времени.

Помнится, на первом фестивале «Тату-конвенция» в саду «Эрмитаж» в 1996 году десятка два-три международных мастеров под живую рок-музыку за сходные деньги набивали желающим индейские узоры, восточных драконов, Христа, Че Гевару, Микки-Мауса, Бэтмена и надписи вроде: «Mementomori». А самые прогрессивные еще дырявили ноздри, брови, пупки, губы и, что с непривычки потрясало больше всего, — языки. Рокеры на «Тату-конвенции» стояли к мастерам в очередях! Так, буквально с болью, новое поколение отрывалось от советской жизни.

Так что, глядя на какие-нибудь кельтские разводы, зубастого волка или голову Джонни Кэша на теле сегодняшних 35—40-летних дядей, не стоит судить их вкус слишком строго.

Именно такой трэш и на теле 38-летнего Евгения Никитина. Руны, восход Солнца с надписью: «Север» на одной кисти руки, паутина — на другой, виртуальные браслеты, змеи, звезды, треугольники… Просто выставка достижений и позора русского тату!

Уроженец депрессивного (как он сам считает) Мурманска, молодой рокер Никитин до поры до времени однообразно выл про «серые волны, угрюмое небо, северный ветер, нескончаемый дождь», про «черную бездну кипящих потоков» и про то, как «шелест прибоя поет в тишине прощальную песню родных берегов». Цены себе не знал будущий Руслан, Борис Годунов и Князь Игорь, оперный солист Мариинки.

О том, что Никитин зататуирован, организаторам фестиваля в Байрёйте было известно: он специально заранее посылал фотосъемку, и было даже решено обыграть татуировки в костюмах и гриме его героя — моряка, проклявшего небо и за то обреченного быть вечным скитальцем. Но об уже не существующей свастике, ныне покрытой густым орнаментом неизвестного содержания, не подозревал никто.

А когда она обнаружилась, певца попросили сделать на фестивале заявление (где он покаянно назвал татуировки «грехом молодости»); затем он выступил на сайте Мариинки: «В связи с инцидентом, произошедшим накануне невероятно значимой для меня премьеры «Летучего Голландца» в Байрёйте, заявляю следующее.

Я никогда в жизни не принадлежал и не принадлежу ни к каким политическим группировкам: ни к левым, ни к правым. Национал-социализм в любых его проявлениях мне глубоко отвратителен. У меня два деда полегли в Великой Отечественной войне!

Заявляю категорически, татуировки, которые у кого-то вызвали ассоциации с нацистской символикой, никак с нею не связаны.

На одной стороне груди изображены скандинавские руны, в пору занятий тяжелым роком я был увлечен скандинавским эпосом. Татуировка на другой стороне никогда не имела никакого отношения к свастике. Это должна была быть восьмиконечная звезда, а в центре — герб, который я сам придумал. Мы набивали эту татуировку в несколько этапов. На видео, использованном в сюжете ZDF, я снят с незавершенной татуировкой, не закрашенные контуры которой кому-то показались похожими на свастику. Но, повторяю, это был промежуточный этап, татуировка была незаконченной. Я никогда в жизни не хотел иметь на теле свастику и тем более не стал быпозировать в таком виде перед камерой».

Как бы там ни было, дебют в Байрёйте, о котором мечтал Евгений Никитин, пошел прахом. Предположительных причин три: 1) правнучки Вагнера, возглавляющие фестиваль, хотели подчеркнуть важность денацификации; 2) дирижера фестиваля Кристиана Тилеманна, рьяного патриота, раздражают ненемецкоговорящие исполнители; 3) пиар фестиваля.

В любом случае удар по артисту сильный. Теперь интересно будет проследить, как изменится отношение к певцу музыкального мира. Так, контракт Никитина с Парижской оперой на участие в тетралогии «Кольцо нибелунга» из-за этой истории подвис. Напротив, Мюнхенская опера своих планов в отношении русского артиста менять не собирается. А директор Баварской оперы Николаус Бахлер сразу заявил: «Этот скандал — в большей степени проблема Байрёйта и семьи Вагнер, чем российского певца. Я считаю лицемерием то, что именно семья Вагнер карает глупость 16-летнего рок-певца, который уже давно о ней пожалел и попытался ее скрыть». (АгентствоAFP)

Дмитрий ЧЕРНЯКОВ,оперный режиссер, ставивший спектакли Большом и Мариинском театрах, Берлинской государственной опере, Ла Скала, Парижской опере:

— Я очень далек от такой дискуссии. Я не знаю, у кого из артистов есть тату, а у кого нет. Мне это безразлично. Я не прошу их раздеваться и показывать мне тела. И ни у кого не спрашиваю, есть тату или нет. Мне кажется, весь этот шум вокруг Никитина — фигня. Всё перемелется, и всё у него будет хорошо.

Паштет (Павел ФИЛИППЕНКО), рок-музыкант (зататуирован):

— Я уже давно видел ролик с рок-группой Никитина. Стиль музыки — языческий (или pagan) металл, блэк (black) металл, есть даже викинг-метал. Видно, что свастика у него на правой стороне груди забита другим рисунком. Когда одну татуировку забивают другой — это называется «кавер-ап» (cover up). Это говорит о том, что человек отказывается от прежнего символа. Он же не стал ее украшать или улучшать… Если артист поет хорошо, нужен режиссеру и дирижеру, то все остальные придирки — это глупость и некомпетентность обслуживающего персонала.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow