СюжетыОбщество

Я надеюсь, вы прочтете этот текст без улыбки

Обнародовано обвинительное заключение по делу Pussy Riot

Обвинительное заключение по делу Pussy Riot - документ эпической силы на 143 страницах, составленный следователем Харьковым и подписанный прокурором Поповым - наконец объясняет нам, почему три девушки уже шестой месяц находятся в тюрьме, и за что им собираются дать до семи лет лишения свободы. Он заслуживает подробного изучения...

Обвинительное заключение начинается с результатов психиатрических экспертиз. Никакой патологии не выявлено, но психиатры дают развернутую характеристику девушкам, которая, по логике следователей, каким-то образом укрепляет позиции обвинения. У Нади Толоконниковой — страшно сказать — были определены «личностные особенности в виде активной жизненной позиции, с опорой на собственный опыт в принятии решений, стремления к самореализации с отстаиванием социальных ценностей, имеющих сверхценное значение, и своеобразием интересов, уверенности в себе, повышенного уровня притязаний наряду с повышенной сенситивностью в отношении критических замечаний со склонностью к категоричному выражению своего мнения». Катя Самуцевич, по мнению специалистов, обладает «упорством и категоричностью в отстаивании своего мнения, неуступчивостью, решительностью, невысокой эмоциональной чувствительностью, последовательностью внутренне мотивированного поведения, рационализмом, склонности к оппозиционным формам поведения». У Маши Алехиной определена «демонстративность, завышенный уровень самооценки и излишняя претенциозность со склонностью к манипулятивному поведению, протестным реакциям наряду с неустойчивостью жизненного стереотипа с пренебрежением общепринятыми нормами и правилами».

Дальше — суть обвинения. Песня-молитва называется не много не мало — «злонамеренно осознанной и тщательно спланированной акцией по унижению чувств и верований многочисленных приверженцев православного христианского вероисповедания и умалению духовной основы государства».

Смысл? «Причинение столь весомого страдания всем лицам, нашедшим свое духовное начало в служении православным идеям, предполагало спровоцировать волнения среди верующих, затронуть их самые сокровенные идеалы и представления о справедливости, добре и зле; неосознанно заставить искать возможность каких-либо ответных действий; создать предпосылки для активизации недружелюбных действий общественных групп, отдавших внутреннее предпочтение другим религиозным направлениям».

Девушки «глубоко оскорбили и унизили чувства и религиозные ориентиры верующих православных граждан. В целом реализованной акцией в явной неуважительной и непочтительной форме, лишенной всяких основ нравственности и морали, противопоставили себя православному миру; демонстративно и показательно попытались обесценить веками оберегаемые и чтимые церковные традиции и догматы; выставили себя в свете, принижающем внутренние убеждения граждан, духовно связывающих себя с Богом; явным и недвусмысленным образом выразили свою религиозную ненависть и вражду к одной из существующих в настоящее время религии – христианству, посягнув на его равноправие, самобытность и высокую значимость для большого количества наций и народов».

Очень много наречий, эпитетов и неожиданных глаголов делают как бы юридический текст поистинне художественным. «Не ограничившись проделанным осквернением, желая нанести еще более глубокие духовные раны православным христианам, разместившись на возвышенности перед иконостасом в алтарной части храма (солеи́)», «без промедления подключила микрофон к звукопроизводящей аппаратуре», «вульгарно, вызывающее, цинично перемещаясь по солее́ и амвону».

Общение с церковниками не могло не сказаться на стиле заключения. Так, вместо «надеть платья и балаклавы» следователь Харьков пишет «облачиться в вышеуказанное одеяние», а «храм», «собор» и «церковные правила» упоминаются майором полиции исключительно с больших букв.

Далее идут показания потерпевших. Их девять — руководитель департамента движения «Народный Собор» Истомин, по случайности в этот момент оказавшийся в храме, свечница, два охранника, заместитель главного электрика храма, два алтарника, «сборщица пожертвований» (торгует свечками). В качестве свидетелей привлечены - уборщица, ключарь и бухгалтер в Богоявленском Кафедральном Соборе в Елохове (часть ролика о панк-молебне снималась там). Еще свидетелями выступают сотрудник ЗАО «Энергоатоминжиниринг» (он трогательно упоминает в показаниях, что у них на предприятии «проводятся курсы по изучению основ православия, которые проводятся священниками Русской Православной Церкви», а также организован Русский культурно-просветительный фонд имени Святого Василия Великого, который «работает по направлению духовного возрождения России») и прихожанин Крестовоздвиженского Храма на Чистом Вражке. Оба узнали об акции из СМИ и почувствовали в этот момент моральные страдания. Вообще сами принцип разделения свидетелей и потерпевших не очень понятен. Ведь, судя по обвинительному заключению, «моральный вред» и «весомые страдания» перенесли вообще все.

Ну и несколько цитат из показаний. «Начали бесовски дрыгаться, прыгать, скакать, задирать высоко ноги, мотать головами и одновременно с этим выкрикивали очень оскорбительные, богохульные слова о Христе, о Богородице, о Патриархе», «ужасающие действия», «Они высмеивают высокую роль матери – рождение детей и призывают к бесцельному протесту, войне всех против всех», «негативный, еще более оскорбительный резонанс в чувствах и душах верующих», «их деятельность преступна и вредоносна для общества». «С радостью и облегчением увидев, что амвон чист и пред Царскими Вратами никого нет, она, переживая происшедшее, вернулась к исполнению своих обязанностей». Есть и свежие предположения по мотивам – по мнению одного из потерпевших, настоящей целью девушек было «спровоцировать верующих на компрометирующие действия и вызвать чувства: раздражения, гнева, ненависти».

В конце допроса все жаловались на то, что панк-молебен в буквальном смысле изменил их жизнь.

Потерпевшие подробно перечисляют, что именно в Pussy Riot не соответствовало церковным канонам – одежда (оголенные плечи, яркие лосины), пребывание на солее. Интересно, что поведение в рамках православной традиции расценивалось еще более негативно. Вот, Истомин из «Народного собора» говорит: «девушка упала на колени и стала креститься пред Алтарем и Царскими Вратами, что еще больше вызвало негодование, раздражение, обиду». Или вот — «слова, оскорбляющие Богородицу, имитируют богослужебное пение, что усиливает оскорбление в адрес верующих и подчеркивает их неуважительное, презрительное отношение к православным традициям и православным верующим». (Словами, оскорбляющими Богородицу, были, видимо — «Богородица, стань феминисткой»).

Еще я нашла в обвинительном заключении — себя. Так, Истомин из «Народного собора» описывает запомнившуюся ему корреспондентку «Новой Газеты» Лену, «вместе с ней он потом был в ОМВД России по району Хамовники» — уточняет следователь. Дальше следователь пишет — «со слов Елены, она находилась в Храме по заданию редакции и должна была осветить это мероприятие, однако ничего не снимала, так как ее чувства также были оскорблены».

Ну, знаете. Я не уверена, что не знакома с Истоминым — «Народный собор» с удовольствием ходит на гей-парады, куда хожу и я. Могли пересечься. Но вот в ОВД «Хамовники» я не была, кажется, вообще ни разу. Я действительно не снимала акцию – по очень простой причине. Я пишущая, делаю тексты, а снимать не умею совсем. Да и не за чем было. На панк-молебне присутствовали наши фото- и видео-корреспрондент. Свою часть работы — текстовый репортаж — я сделала, он опубликован на сайте.

И — уважаемый следователь, прокурор и обвинение — мои чувства оскорблены молитвой девушек не были. Ни в коей мере. И что я бы точно не стала делать даже в кошмаре — обсуждать мои религиозные чувства с господином Истоминым.

Поддержите
нашу работу!

Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ

Если у вас есть вопросы, пишите donate@novayagazeta.ru или звоните:
+7 (929) 612-03-68

…Дальше идут анализ изъятых во время обыска в квартирах девушек компьютеров и печатных материалов. По задумке следователя, они должны помочь суду увериться в мотивах девушек — ненависти по отношению к православным.

Выходит, как бы это сказать, натужно. На компьютерах — аудиозаписи, черновики песен. Следователь Харьков пишет: «Из процитированного текста можно сделать вывод, что участницы «Pussy Riot» православную религию ассоциируют с жестким пенисом, а упоминание половых органов в контексте разговора о религии недопустимо». Вот, в квартире мужа Нади Толоконниковой Петра Верзилова изъяли листок формата А4. На листке несколько кричалок вроде «В жопу культуру, идем в прокуратуру! Гад вонючка серая тучка!» И следователь замечает — «указывает на негативное, пренебрежительное, враждебное, ненавидящее отношение к власти и служителям церкви».

Исследованы и интервью панк-группы Pussy Riot российским СМИ. Вот — девушки перечисляют людей, вдохновляющих их: «Пифагорейка Феано, которая проповедовала единство нравственных основ жизни для обоих полов. Другая представительница пифагорейской школы, Гипатия, руководившая школой в Александрии; она была видным математиком и философом. Гипатия была убита христианами-фанатиками, а школа ее была сожжена». И следователь Харьков пишет — «Предполагается, что если у людей имеются дорогие люди, которых убили, к лицам, совершившим это, будет обоснованно минимум негативное отношение. Таким образом, участницы «Pussy Riot» («Пусси Райот») испытывают негативное отношение к христианам-фанатикам, предположительно и к христианству, так как фанатики убили Гипатию на основе христианской религии, которую убитая трактовала не в пользу религии».

Вменяют в вину девушкам и неправильное мнение об изменении школьной программы. «Помимо прочего сообщили: «Необходимо провести реформу образования, потому что нам страшно, как сейчас учителя в школах обучают детей не мыслить критически, а подчиняться и лизоблюдствовать, нас также пугают вводимые в программу "основы православия». Участниц «Pussy Riot» («Пусси Райот») «пугает» введение в школьную программу предмета, обучающего детей православию, корректирующему их морально-этические ориентиры и ценности, т.е. делает школьников лучше». «При этом, противоречат сами себе, - возмущается следователь. - На 23 вопрос участницы «Pussy Riot» («Пусси Райот») отвечают, что все они уважительно относятся к религии, среди них есть православные». И делается вывод: «скрывают свое истинное отношение к религии».

Рассмотрены и комментарии пользователей к видеоролику «Панк-молебен «Богородица, Путина прогони» — «на сайте http://www.youtube.com содержатся психологические и лингвистические признаки оскорбления православных верующих христиан, православных церковных служащих и других пользователей, участников интернет-общения». Еще нашли в комментариях «жидов» и «хохлов». Характерно, что девушки на момент этих комментариев уже сидели в СИЗО.

Как мы и предполагали, результаты двух экспертиз ГУП «Центра информационно-аналитических технологий», доказавших, что в молитве девушек не было мотивов ненависти, проигнорированы почти полностью. Зато сверхскоростная и очень полезная экспертиза Троицкого, Абраменковой и Понкина приведена очень подробно.

В начале эксперты честно пишут, что анализировали не только то, что девушки РЕАЛЬНО спели в храме, а и неспетые строки тоже — чтобы «оценить направленность действий участниц Pussy Riot с помощью «всего собранного материала». Впрочем, тут же эксперты указывают, что собранный материал они принимают во внимание очень выборочно.

То, что «участницы Pussy Riot» в своем комментарии позиционируют себя как уважительно относящихся к религии и к православному христианству, аргументируя это тем, что, как утверждается ими, среди них имеются верующие и именно поэтому, как утверждается ими, их возмущает, что великую и светлую христианскую философию «грязно» используют, «самое прекрасное сейчас ставят раком»» — расценивается не иначе как «уловка, реализация риторических приемов (подмены тезиса и др.), призванные сокрыть и намеренно исказить реальные цели, содержание и направленность проведенной акции».

Эксперты тоже любят яркие эпитеты. «В своем комментарии участницы «Pussy Riot» (Пусси Райот), объясняя цель осуществленных ими противоправных действий, указывают, что они против сращивания церкви с властью, против РПЦ, против Путина В.В., а Храм Христа Спасителя, является офисом РПЦ, и ими не рассматривается как святое место, оценивается ими как «Срам Христа Спасителя» (словосочетание само по себе кощунственное)». Действия девушек в храме эксперты оценивают как «развязные», «вульгарные», «развратные», «неуместно откровенно сексуализированные», «поведение сексуально распущенных».

Нужно сказать, что отдельной проблемой в обвинительном заключении стал припев и название песни — «Богородица, Путина прогони». В свидетельских показаниях этот момент стыдливо назывался «что-то про Богородицу». Дальше Харьков использовал трудную фразу только в названии аудиофайлов. Но эксперты Троицкий, Аброменкова и Понкини с блеском решают эту проблему: признают припев и название песни несущественным. «Текст песни содержит фразы, выражающее явное неуважение и пренебрежительное отношение к православным верующим — в большей степени, в несопоставимо меньшей степени содержит фразы, указывающие на имеющиеся политические требования — «Богородица, Путина прогони», недовольства «Лучше бы в Бога, сука, верил».

Дальше перечисляются вещдоки преступления — шапка, платье, ноутбуки, листочек с тучкой. Перечисляются приложенные к делу документы — акты осмотра сайтов, письма из храма Христа Спасителя и Совета Муфтиев России, ксерокопия паспорта и Памятка Ключаря Храма. Дальше идет хронология ознакомления с делом. Тут нет никаких упоминаний о том, что Таганский районный суд насильно ограничил для девушек сроки ознакомления (1500 листов дела было предписано изучить за три дня), и девчонки голодали неделю, пытаясь добиться права знать, в чем их обвиняют. Впрочем, потерпевшие с делом знакомиться вообще не стали, за исключением одной, изучившей 2800 листов дела за 7,5 часов. Адвокат потерпевших Кузнецов, заявивший на днях, что за тремя девочками стоит ни много ни мало — Сатана, вообще потратил на эту процедуру 3 часа 40 минут. Видимо, надеется на божественную помощь на процессе.

Дело направлено прокурору 11 июля. Подпись.

Все.

Я очень надеюсь, что вы дочитываете этот текст без улыбки. Это обвинительное заключение — не литературный казус, не документ эпохи, как сейчас шутят в блогах. Оно очень конкретно в своей дебильности, оно обосновывает необходимость многолетней тюрьмы для трех моих сверстниц.

В пятницу девушкам продлили арест — щедро, еще на 6 месяцев. В понедельник адвокаты попытаются заявить своих свидетелей — 24 человека хотят придти, чтобы попытаться защитить девушек. А затем начнется основной процесс.

Поддержите
нашу работу!

Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ

Если у вас есть вопросы, пишите donate@novayagazeta.ru или звоните:
+7 (929) 612-03-68

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow