СюжетыКультура

Афиша

Этот материал вышел в номере № 80 от 20 июля 2012
Читать

«Большой босс»: возвращение

В Готеме… простите, в Москве сегодня будет действовать «гитармен» — супергерой современной джазовой сцены Джордж Бенсон. Несмотря на почтенный, в общем, возраст — 69 лет как-никак, он вдруг вновь обрел неплохую форму, судя по прошлогоднему альбому, который так и называется — Guitar Man. Концерт в СК «Олимпийский» пройдет в поддержку пластинки и будет состоять преимущественно из номеров с нее. И это здорово, если вспомнить, что карьера Джорджа Бенсона развивалась по пути от стильного джазового гитариста, который изредка поет, до певца в стиле R’n’B, который нередко вовсе забывает про гитару. Но, как верно заметил кто-то из музыкальных критиков, Бенсон-певец становится равным Бенсону-гитаристу, только когда исполняемый им материал по силе равен его голосу. В патоке аранжировок большей части альбомов 1980–2000-х такое случалось нечасто. А ведь рецепт, как выясняется, прост: всего-то нужно было перестать оглядываться на хит-парады и обратиться к корням. В Guitar Man Бенсон сделал именно это. Результат вышел классный: если один джазовый стандарт — My One And Only Love Гая Вуда — Бенсон с чувством меры превратил в шелковистый соул-номер, то другой — Paper Moon Дейва Брубека — сыграл своими фирменными пассажами в октаву, воспринятыми на заре карьеры от легендарных Джанго Рейнхардта и Уэса Монтгомери. О последнем напоминает и специфический «колокольчиковый» звук гитары D’Angelico, на которой Бенсон играет с конца 1960-х, в отменных инструментальных Naima Джона Колтрейна и — неожиданно — The Lady In My Life Майкла Джексона. Битловскую I Want To Your Hand вообще не узнать в роскоши оркестровки и строгой красоте звука другой гитары мастера, названной по его имени, — Lil’ Georgie Benson. В кавер-версии стививандеровской My Cherie Amour соло следует в классическом бенсоновском унисоне голоса и гитары. А в интерпретации народной ирландской Danny Boy инструмент звучит как волынка безо всяких гитарных синтезаторов. В общем, перед москвичами предстанет, судя по всему, именно «большой босс» шести джазовых струн, а не слащавый поп-крунер. И это, разумеется, не может не радовать. Особенно если учесть, что редкий концерт Джорджа Бенсона обходится без номеров из 1970-х, периода, когда он был удивительно хорош при значительно меньшем количества сахара на единицу музыки. Не зря же сам он до сих пор считает «Грэмми» за песню This Masquerade с трижды платинового альбома Breezin’ (1976) самой ценной из своих наград, а их у него, как вы догадываетесь, немало.

Олимпийский проспект, 16, к. 2. Начало в 20.00

Винтаж на колесах

Не успели любители ретро-автомобилей выдохнуть после «Автоэкзотики» в Тушине, как их зовут в старинный московский парк «Сокольники», где 20–22 июля состоится Ретро-Фест — фестиваль крупнейших автоклубов России. В течение трех дней будет выставлено около полутора сотен редчайших автомобилей, включая культовый Buick Special 1940 года, роскошный Cadillac Deville (1959), легендарный Dodge Charger (1969), а также целые коллекции раритетных Mercedes-Benz, Ford, Saab и, разумеется, наших родных «Побед», 21-х «Волг» и «Москвичей» 1950–1960-х годов. На фестивале будет работать «блошиный рынок» винтажных и антикварных сувениров — уютный павильон с пестрой ярмаркой ретро-безделушек и милых ностальгических мелочей.

Сокольнический Вал, 1, стр. 1

Оковы славы

«Наша выставка о том, как музыкант (шире — любой художник, artist) может проходить испытание славой и легко ли ему соотносить реальное восприятие жизни (без которого невозможно в том числе и великое исполнительское искусство) с атакой собственных знаковых имиджей, которые сродни бодрийяровским симулякрам», — говорит Сергей Хачатуров, куратор нового проекта от Stella Art Foundation — выставки «Оковы славы», которая открылась вчера. Участвующие в ней художники: Марина Белова и Алексей Политов, Наталия Краевская, Александр Лубянцев, Игорь Мухин, Максим Русаков, Сергей Шутов — обращаются к идее границы между неотчуждаемой реальностью творческого процесса и теми стереотипными, клишированными образами артистического имиджа, которые требуют от артиста те же СМИ.

Скарятинский пер., 7. До 12 августа

Лихорадка субботнего дня

В команде Пикника «Афиши» замена: вместо испытывающей проблемы с голосом Бьорк, что крайне прискорбно, 21 июля на поле в Коломенском выйдут Pet Shop Boys, что не может не радовать. Не утратившие с возрастом своей авангардной хватки за самое сердце поп-музыки, Нил Теннант и Крис Лоу станут хедлайнерами фестиваля, который изначально задумывался как приятный выходной в городе, а в результате, несмотря на шатры разных рестораций, лавки с дизайнерскими шмотками, всяческие арт-прожекты и мастер-классы, кино под открытым небом, спортивные игры и прочие виды летнего расслабления, стал музыкальным событием, характеризующимся, естественно, списком артистов. В этом году в Коломенское заглянут слегка выдохшиеся, но все еще способные зажечь Franz Ferdinand, не первый год многообещающая группа The Drums, балаганный метатель диско Mika, бристольские электронщики Fuck Buttons. Компанию заезжим хип-хоп-гостям в лице Теофилуса Лондона, Мос Дефа и Лорин Хилл составят наши рэперы «с района» — Влади из «Касты» и Оксимирон. Будет ряд наших групп с названиями на заграничном языке: The Melodies с винтажным соулом, The Retuses с трепетным инди, Stoned Boys с прог-рок-электроникой, припанкованные Jack Wood и многие другие со своими тараканами. Говорят, даже «Аквариум» будет — с древнерусской тоской, надо думать.

Проспект Андропова, 39

Супергерои минувших дней

KaZantip, моднейший фестиваль конца рейвовых девяностых, продолжает жить, между прочим, хотя до Марса пока не добрался. («Следующие Казантипы будут на Марсе» — был такой у фестиваля слоган 7 лет тому назад.) 21 июля в Alma Music Hall состоится официальное pre-party фестиваля нынешнего года под названием Kazantip Super Heroes. В качестве бэтменов, спайдерменов, суперменов и капитанов америк электронной музыки выступят диджеи Nick Muir, Denis A, Luis Junior, Nikitin, Tvardovsky и культовый в узких кругах John Digweed, остающийся на гребне волны не первый десяток лет. Его прошлые визиты в Москву сопровождались неизменными аншлагами, чему способствовали фирменные вечеринки DAR Sessions. Посмотрим, что будет завтра.

Н. Сусальный пер., 5, стр. 5а. Начало в 22.00

Бесконечный ход времени

Французский художник и музыкант Давид Балула собирается 21–22 июля запускать на Фонтанной площади парка Горького механические часы для 60 танцоров: в течение часа танцоры будут имитировать вращение часовых стрелок. Разместившись на установленных по кругу стульях спиной к центру, участники перформанса «Бесконечный ход времени» один за другим выполняют различные гимнастические движения, каждый — по одному секундному движению в минуту. Таким образом, создается непрерывная движущаяся волна. Но каждый танцор индивидуален и самостоятелен — мы понимаем это, когда артисты выходят из круга и выполняют вращательные движения, изгибаются, а в некоторых случаях просто встают и стоят до тех пор, пока «стрелка часов» опять не дойдет до них и их не сменит следующий танцор.

Ул. Крымский Вал, 9. Время перформансов: 19.00–20.00

Воображариум Ирины Антоновой

Один из лучших российских музеев — ГМИИ им. А.С. Пушкина — отмечает в этом году столетний юбилей и по этому поводу задаривает посетителей великолепными выставочными проектами, один за другим. На этой неделе 29 июля завершает свою работу грандиозный «Воображаемый музей», для которого шедевры мировой живописи и скульптуры предоставили крупнейшие музеи мира. А 24 июля, напротив, открывается выставка «Музей. Взгляд фотографа»: произведения современной фотографии различных жанров и стилей, авторских прочтений и замыслов, документальные и художественные, объединены одной темой — Государственным музеем изобразительных искусств им. А.С. Пушкина.

Волхонка, 12

25 двадцать пятого

После успешного тура Symphonicity Стинг бросил филармонический оркестр и снова взял в руки потертый бас Fender’57 Precision, сделавший его в свое время целой институцией английского рока в одном лице. В рамках тура Back To Bass, что может быть прочитано и как «Назад к басу», и как «Назад к истокам», он возвращается в Белокаменную с камерным составом великолепных музыкантов: тонким гитаристом Домиником Миллером, нортумберлендским скрипачом Питером Тикеллом, многоопытным клавишником Дэвидом Сэншесом и непревзойденным барабанщиком Винни Колейюта. Да, еще будет голубоглазая Джо Лори на бэк-вокале. Вместе они умеют добиваться в концертах богатства и звука и предельной насыщенности аранжировок, свойственных практически всем стинговским записям. Сам Стинг, надо сказать, собственным новым материалом не радовал публику уже 10 лет, вместо этого выпуская один за другим альбомы лютневой музыки XVI века, традиционных рождественских и колыбельных мелодий в неброской сложности партитур зимних вечеров, и симфонически переосмысливая свой и The Police обширный — за столько-то лет работы — бэк-каталог. Добавьте к этому дразнилку в виде временного реюниона The Police, вторые подряд гастроли, в основе которых — старые хиты, и очередной сборник, прошлогодний The Best Of 25 — по случаю двадцатипятилетия сольной творческой деятельности… Такое мало кому прощается в «жестком мире шоу-бизнеса». Стинг — редкое исключение. А все потому, что его голос — один из самых узнаваемых в современной популярной музыке, а эти самые старые хиты, даже совсем бородатые, не теряют актуальности. Скажем, Every Breath You Take на протяжении уже 28 лет остается в числе самых ротируемых на радио; Shape Of My Heart (мелодический рифф к которой, к слову, сочинил Доминик Миллер) — одной из наиболее часто перепеваемых другими исполнителями песен; Field Of Gold — одной из самых любимых публикой, а Roxanne и Englishman In New York, Moon Over Bourbon Street и Walking On The Moon, Mad About You и Message In The Bottle — неувядаемыми концертными номерами. Думается, 25 июля публика в СК «Олимпийский», как и везде в мире, будет с энтузиазмом подпевать практически каждой песне, ибо знает их и любит. Ну и, наконец, для своих шестидесяти Стинг выглядит на редкость убедительно — сбрил бороду, почти обнулил условную шевелюру, мышцы на месте… Ничего не скажешь, молодец!

Олимпийский проспект, 16, к. 2. Начало в 20.00

Скрытая перспектива

За пьесу Time Stands Still — «Время не стоит на месте» — американский драматург Дональд Маргулис получил в 2000 году Пулитцеровскую премию. Она рассказывает о подорвавшейся на мине в Ираке военном фотокорреспонденте Саре Гудвин в ситуации сложного нравственного выбора. Сара, не теряя присутствия духа, справляется с ранением, но не может приучить себя к тихой семейной жизни. Пьеса не раз ставилась во многих странах мира и была экранизирована в 2001 году. В мае этого года театр «Современник» представил ее на своей сцене. Спектакль «Скрытая перспектива» посвящен Анне Политковской и всем журналистам, погибшим при исполнении профессионального долга. В главной роли — Чулпан Хаматова.

Чистопрудный бульвар, 19. 25, 26, 28 июля

Бальтерманц и другие

Дмитрий Бальтерманц — фотограф, чье имя стоит в одном ряду с Анри Картье-Брессоном, Йозефом Коуделкой, Марком Рибу. Он принадлежит к немногочисленной плеяде советских фотографов, еще при жизни получивших признание за рубежом, — уже в 1960-е годы его персональные выставки с успехом проходили в Лондоне и Нью-Йорке. Мэтры мировой фотографии его знали и любили. Поэтому его ретроспектива — более 200 черно-белых и цветных фотографий 1940–1980-х годов — занимает центральное место среди других выставок, проходящих сейчас в Мультимедиа Арт Музее. Большую часть выставки составляет хроника Великой Отечественной войны, включающая знаменитый снимок «Горе» (1942) и кадры битвы под Сталинградом. Знаменитая серия «Шесть генеральных…» — портреты генеральных секретарей, от Сталина до Горбачева, снятые во время официальных встреч и визитов. На цветных фотографиях 1950–1960-х годов запечатлена повседневная мирная жизнь Москвы, Алтая, Чукотки, Узбекистана, Вьетнама, Кубы и других стран, в которые Бальтерманц ездил как фотокорреспондент журнала «Огонек». Кроме ретроспективы Бальтерманца стоит заглянуть на выставку «Николай Загреков и русский Берлин» — уникальные серебряно-желатиновые отпечатки 1920–1930-х годов, отразившие ощущение художника от эмигрантского Берлина, а также его живопись, графика, архивные материалы. Наконец, 11 июля также открылась первая персональная выставка фотохудожника Олега Доу — в рамках III Московской международной биеннале молодого искусства.

Остоженка, 16

Знаки движения

27–29 июля в деревне с сочным названием Никола-Ленивец Калужской области пройдет очередной фестиваль ландшафтных объектов «Архстояние 2012. Лето». От предыдущих он будет отличаться тем, что пытаясь осваивать территории между архитектурой, изобразительным искусством, перформансами и исследовательскими практиками, участники фестиваля предложат «маршруты» — авторские сценарии движения в пространстве национального парка «Угра». Поэтому-то основной темой фестиваля и заявлены «Знаки движения». Вот, например, «Арка» московского архитектурного бюро с итальянской фамилией Bernaskoni — стоит на границе поля и леса, гибрид, выполняющий, по замыслу, несколько функций: портал, триумфальная арка, смотровая площадка, бар, колодец. Наверх можно подняться по винтовой лестнице. Вниз ведет узкая прямая лестница с одной остановкой в «комнате художника»… И вот так у них всё. Жутко интересно. И всего-то стоит в 200 км от столицы: рейсовый автобус Москва — Кондрово отходит каждый день в 14.30 от автовокзала возле м. «Теплый Стан». Время в пути — 3 часа. Потом 20 минут на такси до Никола-Ленивца. Обратно автобус отправляется в 6.30 утра, так что возьмите палатку. На машине, конечно, проще. Все подробности на: http://arch.stoyanie.ru

Калужская область, Дзержинский район, деревня Никола-Ленивец

Гость с Невы

Александр Дольский среди авторов-песенников отличается профессионализмом: музыка и стихи, актерство и владение инструментом — все на уровне. 25 июля на творческом вечере «Ленинградские акварели» наверняка будут записки из зала с просьбами исполнить полюбившиеся песни.

Клуб «Гнездо глухаря». Цветной бульвар, 30. Начало в 20.00

Анти/советчик

Андрей РОДИОНОВ, поэт

Семь дней — с 20 по 27 июля — это то самое время, которое лучше всего провести на даче или на бульваре, в окружении деревьев и утомленных жарой тихих алкоголиков. Время неспешных бесед, сандалий и древнегреческих настроений.

Сегодня проходит очередная судебная тяжба по делу Pussy Riot, надеюсь, что в 20-х же числах пойдем их встречать с розами, лилиями и герберами. Стоит сходить на Пикник «Афиши» 21 июля в Коломенском — хотя бы для того, чтобы повстречать там весь уволенный OpenSpace (теперь Colta), послушать старые, но еще модные коллективы и вообще увидеть, сколько, оказывается, в опустевшей отпускной Москве всяких людей (их, наверное, будет тысяч пятьдесят, как в прошлом году). Раньше я всегда участвовал в Пикнике, а теперь, как простому хипстеру, придется думать, где достать по 2 тысячи рублей на билет для каждого члена моей семьи.

В Музее изобразительных искусств им. Пушкина — последняя неделя проекта «Воображаемый музей» — 46 шедевров из 27 музеев мира. Туда я схожу обязательно. Конец выставки — 29 июля. А в ЦДХ продолжается III Молодежная биеннале. На нее я хожу периодически: трудно отвыкнуть от Пермского музея современного искусства, где я еще совсем недавно работал, хочется еще потусовать среди художников, многих из которых еще совсем недавно видел в Перми, поностальгировать.

Где меня точно не будет, так это на больших музыкальных шоу в «Лужниках» и «Олимпийском».

Мелочь, а приятно

26 июля в российский прокат выходит фильм Кристофера Нолана «Темный рыцарь: возрождение легенды». Действие происходит восемь лет спустя после событий предыдущего фильма. Бэтмен (Кристиан Бейл) считается врагом Готема, что не мешает ему защищать город от нового злодея — террориста Бэйна.

Мелочь, а неприятно

Анонсированная в прошлом выпуске «Афиши» выставка Татьяны Ильиной «Синдром простодушия» в Государственном музее — гуманитарном центре «Преодоление» им. Н.А. Островского переносится на вторую половину августа. Увы.

Кроме того

Без лишних слов: 22 июля в БКС «Лужники» в рамках мирового тура в поддержку десятого альбома I’m With You играют классики фанк-рока Red Hot Chili Peppers. Горящие глаза гарантированы. На разогреве — английская инди-молодость от The Vaccines (с 18.00) и американская панк-цыганщина от Gogol Bordello (с 19.00). Сами РХЧП начнут не раньше восьми вечера.

Ул. Лужники, 24, стр. 1

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow