КолонкаПолитика

Водный Чернобыль

У народа и власти исчезла общая коммуникационная среда, возникло пространство взаимной глухоты

Этот материал вышел в номере № 80 от 20 июля 2012
Читать
У народа и власти исчезла общая коммуникационная среда, возникло пространство взаимной глухоты: начальство не слышит людей, не интересуется их мнением, неподотчетно им, а люди не слышат начальство, потому что не ждут ничего хорошего — или соврут, или недоговорят, или сообщат о какой-нибудь гадости, не разъяснив, зачем она нужна...

Кто кого ввел в заблуждение по поводу возможности сброса воды через донный водовыпуск — президент народ или местные власти президента? Мы действительно не утверждаем, что причиной катастрофы стало наличие именно этого гидротехнического сооружения. Но почему нужно было молчать об этом? Почему, чтобы не плодить лишних, и иногда диких, слухов, не дискредитировать местную, региональную, федеральную власть, нужно было недоговаривать. Иногда неполная информация хуже вранья — она только запутывает, причем и граждан, и руководство страны.

Изображение

Директор новочеркасского Института безопасности гидротехнических сооружений Виктор Волосухин еще 9 июля сообщал, что шахтный водосброс Неберджаевского водохранилища не мог стать причиной наводнения такого беспрецедентного масштаба. Но в то же время говорил и о том, что Неберджаевское водохранилище старое, построено в 1959 году, и нуждается в реконструкции. Равно как, например, два водохранилища Новороссийского цементного завода: если их прорвет — затопит федеральную трассу «Дон». Кстати, тот же Волосухин утверждает, что «большая часть населения оказалась не предупреждена», а значит, система оповещения и эвакуации населения действительно не сработала, на что аккуратно намекнул даже Владимир Путин в ходе своей последней поездки к месту катастрофы.

После этого мы удивляемся, что граждане не доверяют официальной информации, скептически относятся к публичному пиару первого лица, готовы верить слухам и искать правду в блогах, «Твиттере» и «Фейсбуке».

Трагедия в Крымске стала таким водным Чернобылем. Это — часть системной проблемы, которая называется дефицитом доверия. Люди вынуждены полагаться на собственные силы во всем. А государство если и придет на помощь, то только ради того, чтобы «убрать» нежелательного конкурента — волонтеров. Скоро и их задавят — не исключено, что волна человеческого соучастия вызвала в государстве ревность, и оно озаботилось законом о волонтерах. То есть лучше никакой помощи, чем та, которая показывает, насколько импотентна власть. Странно, что регулированием (то есть фактической отменой) деятельности волонтеров не занялись после пожаров 2010 года. Не спрашивай, по ком звонит рында: она звонит по тебе!

Отсутствие нормального оповещения — часть той же проблемы. Власть занята самой собой, обратной связи с гражданами давно уже нет. Но и государство разучилось посылать людям сигнал опасности. Ровно потому, что в условиях забетонированного политического режима утратило навыки диалога с населением, давно не «опускалось» до того, чтобы ему что-то объяснять и о чем-то важном предупреждать. В этом смысле неспособность, например, разъяснить хотя бы общий смысл пенсионной реформы, при этом не запудрив мозги, и отсутствие оповещения перед катастрофой — примерно одно и то же.

У народа и власти исчезла общая коммуникационная среда, возникло пространство взаимной глухоты: начальство не слышит людей, не интересуется их мнением, неподотчетно им, а люди не слышат начальство, потому что не ждут ничего хорошего — или соврут, или недоговорят, или сообщат о какой-нибудь гадости, не разъяснив, зачем она нужна. И зачем тогда даже читать газеты…

Хорошо бы, наконец, услышать от власти честное и полное, без недомолвок и полунамеков, объяснение причин трагедии. В конце концов, это в интересах самой власти, особенно если она собирается сохранить себя еще на некоторое время.

Прямая речь

«Там нет шлюзов, которые можно было бы открыть, понимаете? Уже Александр Николаевич (Ткачев. — Ред.) посадил группу местных жителей на вертолет, они облетели саму плотину и посмотрели: нечего открывать, шлюзов нет!»

(Путин — жителям Крымска, 15 июля)

«И еще одно обстоятельство, на которое я хотел бы обратить внимание, это Неберджаевское водохранилище, которое здесь недалеко находится, сейчас там находятся сотрудники Ростехнадзора — прямо на месте один из них мне по телефону доложил ситуацию: водосбросов никаких технологических не предусмотрено — это просто технически невозможно сделать, такова конструкция этого водохранилища. По оценкам Ростехнадзора, в данный момент там все находится в плановом, рабочем режиме».

(Беседа Путина с главой МЧС Владимиром Пучковым и министром регионального развития Олегом Говоруном, 7 июля)

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow