КолонкаПолитика

Английское гражданство или смерть

«Ну вот, — сказал адвокат, — а теперь мы вас сможем обвинить в измене и казнить!»

Этот материал вышел в номере № 77 от 13 июля 2012
Читать
Я получила британское гражданство в самом начале 90-х. Спустя некоторое время после подачи документов мне позвонили из Министерства внутренних дел и сообщили, что к нам домой придет на собеседование полицейский. «Он будет в штатском, — сообщили мне, — чтобы ваши соседи, не дай бог, ничего такого о вас не подумали»...
Изображение

Мой свекор — поляк. Он участвовал в Варшавском восстании и в 17 лет был тяжело ранен. Вскоре его и других подлеченных привезли из Польши в Шотландию на физическую реабилитацию. Их пароход встречал английский чиновник с блокнотом. Он спрашивал у привезенных их фамилии. Узнав, что фамилия моего тестя Чишлевич, чиновник поморщился и спросил: «Тебе книги Джозефа Конрада* нравятся?» «Очень», — ответил мой свекор. «Ладно, — сказал чиновник, — у тебя и у первой сотни прибывших с тобой теперь новая фамилия — Конрад». Так мой свекор сделался британцем.

Я получила британское гражданство в самом начале 90-х. Спустя некоторое время после подачи документов мне позвонили из Министерства внутренних дел и сообщили, что к нам домой придет на собеседование полицейский. «Он будет в штатском, сообщили мне, чтобы ваши соседи, не дай бог, ничего такого о вас не подумали».

В день собеседования мужа не было дома и полицейский в штатском, который должен был проверить наш брак на фиктивность, открыл шкаф, и увидев мужские рубашки и галстуки, казалось, был удовлетворен. Однако вскоре его посетили смутные сомнения, и он вдруг спросил: «А что бы вы ответили мне, если бы я предположил вслух, что вы вышли замуж за британца только для того, чтобы получить гражданство нашего славного королевства?» От неожиданности я вдруг разозлилась и выпалила: «А что бы вы мне ответили, если бы я предположила вслух, что вы забыли, что ваше королевство уже давно не империя, а славных королевств в мире хватает, если бы мне просто быть гражданкой королевства захотелось». Видно, мой молниеносный спич убедил полисмена, и через несколько месяцев мне прислали документы о натурализации и пригласили к адвокату для присяги. Адвокат принес мне Библию, на которой я поклялась в верности королеве, после чего радостно заметил: «Ну вот, а теперь мы вас сможем обвинить в измене и казнить! Но не волнуйтесь — это только если вы украдете и съедите лебедя из королевского парка!»

…Сейчас получить британское гражданство не так легко. Эмигрантов стало слишком уж много. Правительству приходится предпринимать меры, которые еще могут спасти страну от дальнейшего развития многочисленных гетто, жители которых не знают языка страны, в которой живут.

Лингво-экзамен необходим. Мои друзья, которые приняли гражданство в 2003-м, уже проходили языковое собеседование (правда, проводивший его адвокат-пакистанец говорил по-английски намного хуже них, но это так, к слову).

В конце 2005 года лейбористы ввели еще и экзамен на знание страны, который консерваторы сейчас меняют на экзамен по истории страны. Лейбористский экзамен был сразу раскритикован. На нем проверяют знание работы институтов ЕС, умение подать документы на пособие и даже способность купить пиво в пабе. Нынешний премьер Кэмерон считает, что этих знаний недостаточно, чтобы считаться полноценным гражданином Великобритании. Старый экзамен просто помогает новым эмигрантам сесть на шею государства, обучая их сделать это грамотно.

Новый тест будет строже. Он включит в себя вопросы о британских изобретениях и открытиях, о публикации Библии короля Джеймса, о роли Уинстона Черчилля, о Великой хартии вольностей, об истории Войны Алой и Белой розы, а также разделы, посвященные художникам Гейнсборо, Тернеру и Констеблу и писателям Джейн Остин, Чарльзу Диккенсу. Плюс ознакомление с произведениями Шекспира.

И самое главное эмигрант должен будет запомнить, что Великобритания современное процветающее общество с долгой и славной христианской историей.

Конечно, нужно понимать, как страна функционирует, и важно знать ее историю. Однако, на мой взгляд, еще более важная задача — привить новым гражданам сознание, что гражданство — это, конечно, права, но, безусловно, еще и обязанности. На практике это оказывается самым трудным. До сих пор эмигрантов старались интегрировать, проявляя чрезмерную тактичность к их нравам и обычаям. До сегодняшнего дня власти боялись даже намека на вопрос «Зачем ты приехал в эту страну и стал ее гражданином, если ты хочешь жить в ней, как прежде жил на своей родине?».

Например, честно платить налог — это самое простое (в теории), но и самое трудное (на практике) из того, чему должен научиться прибывший из неблагополучной страны эмигрант. Он привык делить мир на «они» (государство) и «мы». Они — богаты, мы — бедны. Как Робин Гуд, он не стесняется обворовать «богатое» государство увильнуть от налога, получить неположенное пособие.

Сейчас «гражданство» преподают в школах, понимая, что это не природный инстинкт, а навык. И чем скорее эмигранты его освоят, тем больше шансов спасти старую добрую Англию.

P.S.Я всегда расценивала предупреждение моего адвоката не есть лебедя как шутку. Но несколько лет назад я прочитала в газете о том, что какой-то молодой человек, изрядно напившись, возомнил себя древним охотником и на глазах у гуляющей в парке публики убил лебедя. Оказалось, что каждый лебедь королевства в соответствии с древним уставом принадлежит правящему монарху, его кража считается актом измены и карается смертной казнью. Современному варвару повезлоон получил в наказание 3 месяца тюрьмы и заплатил штраф в 5000 фунтов.

Я бы, конечно, за такое сразу казнила, а затем лишала гражданства, но не думаю, что даже Кэмерон на это пойдет.

* Псевдоним Юзефа Теодора Конрада Коженёвского, классика английской литературы.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow