СюжетыОбщество

Пучина и следствие

За год, с тех пор как на Волге затонула «Булгария», написаны 96 томов уголовного дела. Виновные в трагедии пока не названы

Этот материал вышел в номере № 75 от 9 июля 2012
Читать
За год, с тех пор как на Волге затонула «Булгария», написаны 96 томов уголовного дела. Виновные в трагедии пока не названы

Завтра, 10 июля, будет ровно год, как на Волге случилось невиданное по динамике и последствиям крушение речного судна. В считаные минуты ушел на дно туристический дизель-электроход «Булгария». Погибли 122 человека, в том числе 28 детей. Лишь 79 человек были спасены экипажем проходившего мимо теплохода «Арабелла». У такой беды не бывает одного виновника. А когда их много, есть риск несправедливо поделить ответственность…

В минувший четверг по ходатайству следственного управления СК России по Татарстану суд продлил еще на три месяца срок содержания под стражей двум обвиняемым по делу о крушении «Булгарии» — субарендатору судна Светлане Инякиной и старшему эксперту Камского участка Российского речного регистра Якову Ивашову. Им, как и еще троим фигурантам дела — начальнику Казанского линейного отдела Волжского управления Ространснадзора Иреку Тимергазееву, его подчиненному, главному государственному инспектору Владиславу Семенову, а также старшему помощнику капитана дизель-электрохода «Булгария» Рамилю Хаметову — уже предъявлены обвинения.

Спасшийся старпом Хаметов добавился к обвиняемым недавно, после заключения судоводительской и инженерно-технической экспертизы (до того он считался потерпевшим). У него проблемы со здоровьем: в мае лечился в стационаре психоневрологического диспансера. Из пяти перечисленных обвиняемых он единственный не взят под стражу и находится под подпиской о невыезде.

— А еще проходят по делу в качестве обвиняемых двое покойных: капитан «Булгарии» Островский и старший механик Подъячев, — пояснил «Новой газете» старший следователь-криминалист республиканского следственного управления подполковник юстиции Айдар Галиев. — По закону их интересы представляют родственники, которые в присутствии защитника высказывают мнение: согласны они с обвинением или нет. В данном случае они согласны.

Согласен с обвинением и главный государственный инспектор Владислав Семенов, хотя обвинение ему переквалифицировали со статьи «Халатность» на более жесткую статью «Злоупотребление». Остальные свою вину отрицают. А обвиняют их в нарушении правил охраны труда, в выполнении работ или оказании услуг, не отвечающих требованиям безопасности, в нарушении правил безопасности движения и эксплуатации внутреннего водного транспорта. Ну и в упомянутом уже злоупотреблении должностными полномочиями из корыстной и иной личной заинтересованности.

Как рассказал Айдар Галиев, следствие вела группа примерно из 40 человек — москвичи и местные. Понятно, опыта работы по такому масштабному происшествию на воде не было ни у кого. Одних только потерпевших и их представителей пришлось допросить около 200. Следственные действия закончены, обвиняемые знакомятся с материалами дела — их набралось на 96 томов. В суд эти тома передадут не раньше осени.

В деле немало вещественных доказательств, и главное из них — сама «Булгария». «Новая газета» уже рассказывала, что поднятое с речного дна кособокое судно долгое время ждало своей участи в доке судоремонтного завода в Куйбышевском Затоне. Из-за того что «Булгария» заняла единственный док предприятия, оно лишилось возможности ремонтировать другие суда и понесло многомиллионные убытки. Осенью «Булгарию» все же выдворили из дока и посадили на мель неподалеку от берега. С той поры ее круглосуточно охраняют нанятые сотрудники охранного предприятия, что, видимо, влетает владельцам судна (Камскому речному пароходству) в дополнительную копеечку. Ну и, конечно, им пришлось возместить вынужденный простой судоремонтному заводу.

О причинах крушения «Булгарии» весь прошедший год много писали. Дошло до того, что к происшествию подключились уфологи. Сообщалось, что они, изучив место трагедии, обнаружили там некие природные аномалии и «негативное влияние местности». Разумеется, все сразу вспомнили знаменитую пучину — Бермудский треугольник.

В выводах следствия никакой нечистой силы не отмечается. Эти выводы гораздо проще и понятнее: судно, безответственно отправленное в рейс, было в никудышном техническом состоянии — оно имело сильный крен, у него не работал один из двигателей. Кроме того, проигнорировав штормовое предупреждение, капитан вел «Булгарию» с открытыми иллюминаторами.

Это всё — по-нашему, и это неистребимо. Была бы нечистая сила, бороться с ней было бы легче…

P.S. Когда материал был подготовлен к печати, пришло сообщение: уголовное преследование в отношении капитана «Булгарии» Александра Островского и старшего механика Владимира Подъячева прекращено в связи со смертью обвиняемых.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow