КолонкаПолитика

В Токио озадачены поездкой российского премьера на Кунашир. Что сказать хотел-то?

Загадочный русский Медведев

Этот материал вышел в номере № 75 от 9 июля 2012
Читать
Загадочный русский Медведев

Ответственные сотрудники японского МИДа и правительства гадают, зачем российский премьер-министр уже второй раз в своей политической биографии официально съездил на Южные Курилы?

Объяснения типа: «Главе правительства надо было лично проследить за экономическим развитием этого отдаленного и отсталого района» японская сторона не принимает — в РФ полно и других медвежьих углов, которые, однако, не привлекают столь повышенного внимания. Нет, уверены в Токио, это был какой-то сигнал именно Японии, которая, как известно, считает Южные Курилы своими законными северными территориями. Пессимисты говорят: демонстративная поездка Медведева означает, что Японию в очередной раз послали к черту — мол, дали понять, что вести с ней реальные переговоры больше не будут, несмотря на все прошлые обещания и договоренности. Нет, отвечают оптимисты, вспомните о Владимире Путине! Ведь в конце прошлого года прямо перед выборами в беседе с иностранными журналистами он вдруг очень подробно заговорил о Южных Курилах, заявил о важности добиться компромисса в этом затяжном споре. Путин тогда даже многозначительно употребил знакомое ему по дзюдо японское слово «хикивакэ», что означает «ничья». По мнению токийских оптимистов, это могло быть скрытое приглашение поговорить о полюбовном разделе островов — ну как русские поступили с Китаем при лимитации границы.

Дмитрий Медведев, говорят в Токио, поездкой на Южные Курилы, возможно, стремился поднять свою популярность в широких народных массах, хотел показать, что он не просто перешел «на хозяйство», а по-прежнему решает стратегические вопросы внешней политики. Однако, возражают другие, вряд ли премьер смог бы отправиться на Южные Курилы и вызвать новый мини-кризис в отношениях с соседом без санкции президента Путина. Как считает один из ведущих японских специалистов по бывшему СССР — Хироси Кимура, это, видимо, была игра в хорошего и плохого полицейского. Путин, мол, внешне придерживается относительно мягкого примирительного тона, но на деле хочет вести переговоры с предельно жестких позиций. Некоторые уверяют даже, что поездка российского премьера на южнокурильский Кунашир, возможно, призвана была вызвать чрезмерный всплеск эмоций в Японии, что позволило бы вновь переложить на нее ответственность за отсутствие прогресса в двусторонних отношениях.

Напомним, что после первого визита Дмитрия Медведева на тот же остров в ноябре 2010 года Токио действительно повел себя несколько по-дурацки: из Москвы, например, на время даже отозвали посла, которого потом все равно пришлось стыдливо возвращать. Теперь японские власти стараются сохранять сдержанность: послу РФ в Токио было, правда, выражено «крайнее сожаление» в связи с поездкой Медведева на Кунашир. Однако слово «протест» при этом не прозвучало. Правительство Японии проигнорировало призывы патриотически настроенных экспертов и СМИ вновь отозвать посла из Москвы, избежав к тому же особо шокирующих терминов типа: «Незаконная оккупация наших исконных территорий». Токио хотел бы сохранить канал диалога, ему не хочется ломать стратегию переговоров, выработанную после заявления Владимира Путина о возможности «ничьей».

В конце июля в Москву собирается глава МИД Японии Коитиро Гэмба. Он должен провести предметные переговоры, в том числе об островах. Процесс предполагалось продолжить в сентябре, когда японский премьер Ёсихико Нода намерен побеседовать лично с Путиным в ходе саммита АТЭС во Владивостоке. Затем до конца года тот же г-н Нода хотел бы совершить уже официальный визит в Москву. Он договорился об этом с Путиным, с которым в июне познакомился и очень дружелюбно поговорил на саммите «Двадцатки» в Мексике.

Теперь этот любовно выстроенный план под угрозой: японские патриоты в газетных публикациях требуют от премьера бойкотировать саммит АТЭС. В конце прошлой недели ведущая сила японской парламентской оппозиции, Либерально-демократическая партия, высказалась за то, чтобы в знак протеста против поездки Медведева на Кунашир отменить июльский визит главы МИДа в Москву. Министр иностранных дел требование выслушал лично, но ответа пока не дал, заявив лишь, что решение о визите будет принято «с учетом национальных интересов».

На таком фоне, кстати, достаточно громко прозвучала фраза премьер-министра Медведева о том, что ему «абсолютно безразлична» реакция Токио на его поездку на Кунашир. Это высказывание было широко растиражировано японскими СМИ. Правительство страны вновь промолчало.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow