РасследованияПолитика

Самосуд или «Понаехали»?

Две версии убийства чиновника в Волгоградской области

Этот материал вышел в номере № 72 от 2 июля 2012
Читать
Две версии убийства чиновника в Волгоградской области
Изображение

В пятницу вечером 29 июня, в самом конце рабочего дня, в кабинет главы администрации Светлоярского района Волгоградской области Николая Крутова ворвался местный фермер Асламбек Вагапов и пятью выстрелами из пистолета Макарова расстрелял чиновника. После этого пошел в полицию, сдал оружие, оставшиеся патроны и написал явку с повинной.

На первом же допросе Вагапов рассказал, что расправился с Крутовым из-за того, что тот вымогал у него деньги за оформление земельного участка.

Выяснилось, что Вагапов уже почти двадцать лет занимался земледелием, выращивал овощи и зерно. Недавно оформил кредит на 13 миллионов рублей и купил землю для расширения производства. Но возникли проблемы. В Регистрационной палате фермеру отказали в регистрации сделки из-за неправильно оформленных документов. Вагапов рассказал, что обратился за помощью к главе администрации района, но тот заявил, что Федеральная регистрационная служба — это федеральное ведомство, которое не имеет никакого отношения к администрации района. И, как утверждает Вагапов, припугнул, что район через суд вернет землю, если тот не раскошелится.

Земельный вопрос в Светлоярском районе действительно острый. Район — «хлебный», расположен всего в десяти километрах от пригорода Волгограда. И с проблемами с оформлением земли сталкивался не только Вагапов. Недавно в областную думу обратились члены коллектива СПК «Светлоярский», попросили разобраться и покончить с волокитой, сопровождающей оформление земель на территории района. Но комиссия думы по земельным вопросам пока не собиралась.

Знакомый Асламбека Вагапова, тоже фермер, Ринат Гасымов говорит, что в районе очень трудно вести бизнес, постоянно натыкаешься на препоны, чиновники постоянно вынуждают платить взятки:

— Асламбека довели. Его в районе все знают. Он спокойный, уравновешенный человек, у него девятнадцать детей. Его вынудили взяться за оружие.

При всей трагичности развязки и очевидности совершенного преступного деяния, эта версия популярна сейчас в районе. Она если и не оправдывает убийцу, то делает его действия отчасти понятными (чтобы не сказать — «логичными») для части населения. При слове «коррупция» наш народ возбуждается все больше.

Руководитель следственного управления СКР по Волгоградской области Михаил Музраев сказал мне, что дело внешне не сложное. Подозреваемый в совершении преступления очевиден. И сегодня чуть ли не главный вопрос для следствия, сказал генерал, — это выяснение мотива преступления.

— Мы не исключаем и коррупционную версию преступления, проверяем, действительно ли убитый вымогал деньги.

Но есть еще одна версия, также имеющая все больший отклик в сердцах наших сограждан, — националистическая.

46-летний чиновник Николай Крутов — выпускник военно-летного училища. С 1994 года служил в МВД, не раз выезжал в командировки в Чечню. В 2004—2008 годах работал начальником милиции общественной безопасности ОВД Светлоярского района. Главой администрации района избран в 2008 году. Как рассказал мне на условиях анонимности один из бывших сослуживцев Крутова, после командировок в Чечню Крутов недолюбливал чеченцев:

— Какие деньги, ничего он ни у кого не вымогал, а просто хотел очистить район от «инородцев».

Конечно, проще всего перевести трагедию в Светлоярском районе в плоскость «совсем оборзели кавказцы». Очевидно, что обе версии будут горячо обсуждаться в СМИ и интернете.

Я пытаюсь рассуждать отстраненно. Если бы 63-летний Асламбек Вагапов был отмороженным бандосом — пошел бы он сам убивать главу администрации? Не думаю. Вызвал бы из Чечни «ликвидаторов-гастролеров» — и те сами «решили бы вопрос». Причем так, что следствие долго искало бы концы. Более того, пошел бы закоренелый преступник с криминальным мышлением сдаваться или подался бы на малую родину в горы, влившись в бандполье? Предполагайте сами.

Независимо от того, какая версия мотива преступления Вагапова будет изложена в приговоре убийце, стрельба в кабинете главы администрации Светлоярского района — это явный сигнал. За оружие берутся там, где нет надежды на судебно-правоохранительную систему, полностью деградировавшую и не вызывающую доверия. Когда самосуд кажется единственной защитой и справедливым наказанием. В общем, снова всплывает «Ворошиловский стрелок».

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow