СюжетыПолитика

«Нужна дисциплина, но нужна и надежда»

В воскресенье, после выборов во Франции и Греции, были сняты последние неопределенности в политическом пейзаже Европы

Этот материал вышел в номере № 67 от 20 июня 2012
Читать
Стала ясна расстановка сил, с которой Старый континент будет пытаться выйти из кризиса и сохранить еврозону. Если французы во втором туре своих парламентских выборов подтвердили доверие левому президенту и его «социальной» модели преодоления кризиса, то греки, предпочтя правоцентристов, сделали единственный выбор, который дает им еще какой-то шанс остаться в еврозоне.
Изображение

Стала ясна расстановка сил, с которой Старый континент будет пытаться выйти из кризиса и сохранить еврозону. Если французы во втором туре своих парламентских выборов подтвердили доверие левому президенту и его «социальной» модели преодоления кризиса, то греки, предпочтя правоцентристов, сделали единственный выбор, который дает им еще какой-то шанс остаться в еврозоне.

Оба подхода — господдержка роста и суровое сокращение госрасходов — будут представлены в конце июня на саммите ЕС. А предварительно руководители Франции, Италии, Испании и Германии встретятся в конце этой недели в Риме, чтобы сверить часы. Они обсудят перспективу более тесного политического союза, хотя бы «ядра» из нескольких стран ЕС, и создания единой системы банковского регулирования. Атмосфера встречи не обещает быть благостной после того, как Ангела Меркель отвергла идеи Франсуа Олланда о выпуске общих «еврооблигаций» и распределении госдолга.

Но и у Олланда теперь другой вес. В мае он с небольшим перевесом победил Николя Саркози, а сегодня стал поистине «суперпрезидентом», получив небывало комфортное большинство в обеих палатах парламента, а также среди мэров крупных городов. Франция стала розовой. Почти вся электоральная карта страны окрасилась в цвет социалистов.

Французы выбирают своих законодателей в два тура. Не по партийным спискам, а лично. В первом туре каждый голосует за одного кандидата в своем округе. Если тот набирает больше половины голосов, то считается избранным. Но чаще требуется второй тур, в котором состязаются кандидаты, набравшие не менее 12,5 процента, или двое с наибольшими результатами. Бывает, что в финал выходят два кандидата от одной и той же партии. Сеголен Руаяль, которая пять лет назад проиграла на президентских выборах Николя Саркози, на этот раз в своей Ля-Рошели проиграла однопартийцу-социалисту и не стала депутатом. Лидер крайне правых Марин Ле Пен проиграла в своем округе социалисту, но с разницей в 113 голосов, и потребовала пересчета. Зато ее партия «Национальный фронт» в других округах провела двух кандидатов.

Победа Французской соцпартии была беспрецедентной. Она получит 314 из 557 мест в Национальном собрании. С таким мандатом можно спокойно принимать непопулярные меры по повышению налогов, предусмотренные планом Олланда. За счет новых налоговых денег он собирается создавать рабочие места и стимулировать экономический рост.

На уровне Евросоюза победа партии на парламентских выборах дает Олланду более сильный мандат в продвижении программы выхода из кризиса через экономический рост в противовес германской программе финансовой санации и аскетизма в расходах.

«Журналь-де-диманш» в день выборов напечатал письмо Олланда лидерам других стран Евросоюза, в котором он призвал заключить «пакт экономического роста». Это общий фонд в 120 миллиардов евро, для того чтобы подтолкнуть экономический рост в еврозоне. В основном это «старые» деньги, которые уже выделены странами на преодоление кризиса. Олланд предлагает взять средства из трех источников: 55 миллиардов евро из неиспользованных остатков структурных фондов ЕС (за счет которых союз помогает выравниванию «бедных» стран и регионов), 60 миллиардов — из средств Европейского инвестиционного банка и 4,5 миллиарда — за счет эмиссии облигаций на инфраструктурные проекты.

Олланд привезет свои предложения в Брюссель, где 28 и 29 июня главы государств и правительств ЕС будут обсуждать «пакт экономического роста и занятости». Судя по первым наброскам, которые циркулируют в журналистской среде в Брюсселе, дипломаты и эксперты с трудом пытаются найти баланс между жестким германским бюджетным аскетизмом и более гибким французским подходом. Проект договора будет еще одним испытанием политической стойкости ЕС, после того как Ангеле Меркель удалось продавить «налоговый пакт», который законодательно ограничивает рамки государственного долга. Его обязались выполнять все страны ЕС, кроме Великобритании и Чехии.

По Олланду, каждая страна ЕС должна выполнять рекомендации Брюсселя по оздоровлению финансов таким образом, чтобы это не тормозило экономический рост, сохранить государственные инвестиции в науку, образование, энергетику и обеспечить устойчивость пенсионных систем.

Выборы во Франции проходили без особого драматизма, чего нельзя сказать о греческих. Там главные соперники шли ноздря в ноздрю, и это был, по сути дела, референдум. Греки решали, оставаться ли их стране в еврозоне. Лидеру правоцентристов («Новая демократия») Антонису Самарасу удалось убедить большинство в том, что лучше затянуть пояса и потерпеть, но выполнить условия ЕС и МВФ, получить 130 миллиардов евро и остаться в еврозоне. В противном случае (возвращение к драхме), пугал он греков, им будет в десять раз хуже.

В Брюсселе и столицах стран еврозоны победу партии Самараса встретили вздохом облегчения и согласились в награду дать Афинам больше времени для выполнения условий получения помощи. В Европе была ночь, когда главы Евросовета (Херман Ван Ромпей) и Еврокомиссии (Жозе Мануэл Баррозу), находившиеся в Мексике на саммите «двадцатки», выступили с приветствием выбора греков и пообещали им поддержку Европы. А Франция устами своего министра финансов Пьера Московиси призвала европейцев «сопровождать греков на пути к экономическому росту». «Конечно, нужна дисциплина, но нужна и надежда», — заявил министр.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow