СюжетыКультура

Афиша

Этот материал вышел в номере № 65 от 15 июня 2012
Читать

15 июня

Джейн Биркин выступает сегодня в клубе «Река». Буржуазный уют нового заведения Алексея Паперного на «Красном Октябре» вполне подходит для воркования актрисы и певицы, которую всегда будут помнить за оргазмическую Je t’aime… moi non plus больше, чем за роли у Антониони и сольные пластинки. Впрочем, на концерте вы обнаружите все еще красивую женщину, чей голос не так слаб, как может показаться по записям. Основу репертуара составит songbook Генсбура, играемый в рамках тура Serge Gainsbourg and Jane «Via Japan» с прекрасным составом японских музыкантов.

Начало в 23.00. Вход — 1000 руб.

Be Happy в зале Чайковского

Бобби МакФеррин и Чик Кориав представлении не нуждаются. Широкая публика знает первого благодаря песне Don’t Worry, Be Happy (которую, к слову, он не исполняет со времен ее оглушительного успеха). Но более искушенным слушателям МакФеррин известен как вокальный виртуоз-имитатор, неутомимый любитель экспериментов и любознательный музыкальный стилист. В этом он не уступает многогранному Чику Кориа, уже вошедшему в пантеон лучших джазменов нашего времени. Их концерт в зале Чайковского на Маяковке нынче вечером обещает свойственные дуэту остроумие и искрометность импровизаций и непередаваемую атмосферу понимающих друг друга людей, включая тех, кто сидит в зрительном зале.

Начало в 19.00

Андрей Бильжо проник в сознание отечественного обывателя в качестве врача-мозговеда из «маленькой психиатрической лечебницы» через программу «Итоги» в 1990-е. Следом за ним пришел Петрович — персонаж, который уже долгое время живет и радуется жизни назло всему. Вокруг него, «порой наивного, порой доброго, порой злого, порой агрессивного, порой обидчивого, порой веселого», сложился целый мир — от клуба имени его на Мясницкой и рекламы в телевизоре до показываемых до 24 июня в Мультимедиа Арт Музее «анекдотов на бумаге». Это графические серии «Происшествия», в которых Петрович главный герой, и «Вещи», где вместо него его вещи, а также карикатуры в духе Хармса «Мои классики» и «офтальмологические» рисунки «Острота зрения», повод помучить свои глаза.

Человек эпохи Возрождения

Проект «Гений да Винчи» в арт-центре «Ветошный» уже должен был закрыться. Но в начале июня стало известно — его работу продлили до 1 августа. И это, безусловно, хорошо, т.к. выставка, готовившаяся более 10 лет и с успехом гастролирующая теперь по миру, весьма полно рассказывает о невообразимом диапазоне одаренности Леонардо да Винчи и его удивительной жизни.

Улыбка Моны Лизы — далеко не единственная загадка, оставленная потомкам знаменитым флорентийцем. (Она на выставке тоже присутствует — в числе цифровых репродукций живописных и графических работ мастера.) Скажем, его кодексы и записные книжки. Итальянские эксперты более 10 лет расшифровывали их, разбираясь в непростом почерке, анализируя загадочные рисунки, проникая в «зеркальное письмо» — всё, чтобы реконструировать придуманные да Винчи аппараты и механизмы.

Некоторые модели воссозданы в оригинальном размере, другие уменьшены, третьи — увеличены, видимо, чтобы усилить впечатление от них. Автомобиль, подводная лодка, танк, пулемет, видеокамера, акваланг, вертолет — вот лишь некоторые из представленных на выставке озарений да Винчи, свидетельствующих о том, насколько он опережал свое время (и чем в наш грубый век не замедлила воспользоваться массовая культура). Мальчиков будет не оторвать. Впрочем, девочек, вероятно, тоже.

Изображение

Шагал малоизвестный

«Когда б вы знали, из какого сора…» Хрестоматийная ахматовская строчка — возможно, одно из лучших высказываний о природе творческого вдохновения — не только в поэзии, но и в изобразительном искусстве. В этом можно убедитьсяс 15 июня в Инженерном корпусе Третьяковской галереи, где открылась выставка «Марк Шагал. Истоки творческого языка художника. К 125-летию со дня рождения». Не получив последовательного профессионального образования, Шагал учился у того, что видел вокруг: вывески парикмахера в Витебске или молочника — в Париже, кресты православных церквей и химеры католического Нотр-Дама, простенькая белорусская вышивка и семисвечник и Тора, покосившиеся крестьянские избы и вильнюсская синагога, знамена революции и ворота еврейского кладбища, лубок и иллюстрации народных изданий — все, что составляло его земную среду, с которой всегда были связаны сюжеты и образы шагаловской живописи, но не только. На этот раз кураторы показывают почти не известные у нас рисунки, акварели и гуаши мастера — от ранних витебских зарисовок до поздних парижских коллажей, а также печатную графику — всего полторы сотни графических работ из коллекции семьи художника, российских и зарубежных коллекций.

Умберто Эко как-то сравнил ощущения от своей библиотеки с ощущениями от календаря Pirelli… Эротический фотокалендарь, выпускаемый итальянским производителем автомобильных шин, давно стал культурным феноменом, суть которого выразили, шепчась о каком-то кино, подростки в феллиниевском «Амаркорде»: «Там Клаудиа Кардинале без ничего…». В Пирелли’2012 без ничего Милла Йовович, Изабели Фонтана, Кейт Мосс, Лара Стоун и другие. Снимал их на фоне скалистых пейзажей Корсики неаполитанец из Нью-Йорка Марио Сорренти, ставший, как ни удивительно, первым итальянцем, приглашенным поработать над календарем, за всю почти полувековую историю проекта. Чувственный результат его труда в 18 черно-белых и 7 цветных фотокартинах —в Мультимедиа Арт Музее с 15 июня.

16 июня

Новый жесткий диск

Алексей Айги, наверное, самый известный отечественный композитор-минималист. Это не самое популярное в наших краях направление в музыке, скорее даже особое измерение в ней, нашло, однако, гармоничный выход к широкой публике через кинематограф. Минимализм Айги мы знаем как минимум по таким фильмам как «Страна глухих», «Гибель империи», «Мой сводный брат Франкенштейн», сериал «Каменская» в конце концов. Но были еще заметные работы с Дитмаром Боннером, когда они вместе играли Хендрикса, Заппу и Курта Вайля. Были альбомы и множество концертов со своим ансамблем 4’33, в которых академические жанры, джаз, поп-музыка и, разумеется, спонтанные импровизации сплетались в рафинированный музыкальный акт. 16 июня в клубе «Гоголь»Алексей Айги и его «банда отпетых виртуозов» представят новый альбом Hard Disk.

Начало концерта в 22.00. Вход 500–600 руб.

Перемена блюд, перемена мест

Журнал «Вокруг света» зазывает на 2-й Фестиваль мировой еды и путешествий, обещая отличную погоду и «кругосветку» по странам и континентам в пределах сада «Эрмитаж», который в ближайший уикенд, 16 и 17 июня, преобразится в уголки Европы и Азии, Америки и Африки. Эффект присутствия достигается миниатюрными достопримечательностями, музыкой, возможностью выиграть сувенир — льняную салфетку, стопку из копыта быка или миллион африканских косичек, но прежде всего, разумеется, национальными блюдами, среди которых обещают марокканский тажин, японский вок, кавказский шашлык, бургеры на углях и другие «барбекю». На сцене расположится «Редакционная кухня», в которой будут проходить кулинарные мастер-классы. А в общем, это прекрасная возможность вкусно поесть в толпе хороших людей. И не забывайте дома свои фотоаппараты.

Вход с 12.00 до 22.00

Вундеркинды и виртуозы

Колоратурное сопрано у современных оперных певиц почти не встречается. А ведь еще в первой половине прошлого века искрящаяся подвижность колоратур ценилась публикой чрезвычайно. На эстраде и в кино блистали Ингеборг Хальштайн, Лили Понс, Луиза Тетраццини и многие другие, чьи имена нынче известны в основном специалистам. Сегодня «слишком много тембра в голосе» считается чуть ли не недостатком школы.

Это, конечно, не так, и солистка Пражской оперы Светлана Феодулова, обладательница самого высокого голоса в мире (вплоть до «до» 4-й октавы, что зафиксировано в Книге рекордов Гиннеса), очевидно, продолжает старую вокальную школу, наследуя величайшим колоратурным сопрано — Антонине Неждановой, Маргарите Войтес, Амелите Галли-Курчи. В субботу, 16 июня, она станет главной звездой концерта «Вундеркинды и виртуозы» в Центре Павла Слободкина на Арбате. В программе ее выступления сложнейшие вокальные партии — от арии Царицы Ночи Моцарта до арии Дивы Плавалагуны из «Пятого элемента» Люка Бессона, оригинал которой, к слову, был записан с помощью вокальных синтезаторов.

Кроме Феодуловой в концерте примут участие пианисты — ученики Анатолия Рябова с фортепианными произведениями высшей категории сложности Листа, Шопена, Рахманинова. А 15-летняя Даниэлла Наварро Моро из Коста-Рики исполнит феерический концерт №2 Сен-Санса для фортепиано с оркестром.

Начало концерта в 19.00

20 июня

Изображение

Мы на Болотной

Проект «Мы», открывающийся в Центре фотографии имени братьев Люмьер на Болотной набережной, — это своего рода групповой портрет нескольких поколений советских людей. Нет-нет, идеология тут ни при чем, и прилагательное «советский» лишь очерчивает время, захваченное в более чем трехстах снимках 1910–1980-х гг. Здесь есть кадры, ставшие уже мировой фотоклассикой XX века: «Бурлак-крестьянин И. Гусаров» Максима Дмитриева (1900-е), «Портрет курящей калмычки» Аркадия Шайхета (1928), «Девочки» Юрия Еремина (1930-е), «Знатный шахтер Никита Изотов» Марка Маркова-Гринберга (1934) и «Жажда» Якова Халипа (1958). Есть никогда не публиковавшиеся и не выставлявшиеся работы «старых мастеров» и современных авторов: Владимира Лагранжа, Игоря Гневашева, Павла Кривцова, Валерия Первенцева, Юрия Лунькова и др. Те, чье детство прошло в СССР, остановятся у детских фотографий из журналов «Огонек», «Советское фото», «Работница», «Советский Союз», смутно припоминая знакомые черты времени. Очень человечная выставка.

Образ французского Другого

5-й фестиваль «Другой театр из Франции» представляют с 20 по 29 июня Театр Наций и Французский институт в России. Проект возник 6 лет назад из желания показать российской публике спектакли, так сказать, пограничных жанров, существующие на стыке театра предметов, кукольного театра, цирка, поэзии и видеоарта. В прошлых «выпусках» Фестиваля москвичам показали «синтетические» представления режиссеров и актеров разных поколений — от таких мэтров как Филипп Жанти и кукольница Эмили Валантен, до молодых безбашенных экспериментаторов вроде Жан-Пьера Лароша с его «Волшебной комнатой» или дуэта Циммерманна и де Перро с головокружительной фантазией «Гаф Афф». В этом году фестивальная программа включает работы, только подтверждающие разнообразие и неожиданность путей театрального искусства сегодня. Она открывается спектаклем Go! в постановке, оформлении и исполнении Полины Борисовой — 20 июня на сцене Большого зала Театра Наций в Петровском переулке.

Начало всех постановок — в 20.00, а 21 июня — дополнительный спектакль в 17.00

21 июня

Садоводу, любителю и профессионалу

Перефразируя известный кинофильм, каждый, у кого нет загородного участка, мечтает его купить, и каждый, у кого он есть, мечтает его продать. И потому тема ландшафтного дизайна интересна не только специалистам. Впрочем, Летний фестиваль садов в парке искусств «Музеон» на Крымском Валу посвящен не только загородным «делам», но вообще — современным тенденциям в садово-парковой архитектуре. Свои экспозиции и проекты преобразования городского пространства в зеленую зону, организации семейного сада, выращивания декоративных культур, а также коллекции предметов интерьера и экстерьера и аксессуаров с 21 по 24 июня представят российские и зарубежные бюро. Фестиваль носит сугубо практический, прикладной даже характер. Но нет лучше места для праздного «поглазеть». Тем более что в программе фестиваля концерты, театральные перформансы, литературные встречи и какие-то еще творческие акции.

Вход с 10.00

22 июня

Меньше года прошло с выхода Keep You Close, великолепного альбома культовой формации dEUS, как вдруг Том Барман со товарищи неожиданно выпустили новую пластинку — Following Sea. В iTunes альбом появился 1 июня, а CD в магазинах Европы — 8-го. Неожиданно потому, что никаких вестей о том, что группа работает над новым материалом, не было, да и на предыдущие альбомы у бельгийцев уходило два-три года. По сравнению с прошлогодним, эклектичным, но очень цельным, музыкальная мысль в котором была как никогда изощренна и элегантна, новый альбом записан без особых звуковых уловок и ухищрений. Но именно благодаря этому нет сомнений: в живом исполнении эти песни станут мощными боевиками. В них все на месте: диапазон настроений — от лирического до хаотического; Барман, с годами все больше напоминающий Чарльза Буковски, поет гипнотизирующим голосом старого курильщика; «олдскульные» электроорганы и атмосферические гитарные рифы полны грува и вызывают желание пританцовывать, хотя музыка отнюдь не танцевальная. Так что от концерта в клубе «Б2» 22 июня можно ждать часа полтора-два высокооктановой громкости и простого отвисания челюсти, поскольку dEUS — это как угодно, только не скучно.

Начало в 21.00

Анти/советчик

Я бы пошел на выставку «Так что же делает нас такими особенными, такими привлекательными?» художников Аполлинарии Броше, Татьяны Дроб, Дмитрия Кавко, Татьяны Пеникер, Марии Покровской, Максима Санталова, Протея Темена и Саши Фроловой в галерее «Агентство Арт.ру» на Озерковской набережной. С 8 июня по 10 июля.

На этой выставке вас не оглушат оглоблями шедевров и не станут сверлить ваш мозг дрелью заумных концепций. Отсылая к знаменитой работе родоначальника поп-арта Ричарда Гамильтона («Что делает наши современные дома такими особенными, такими привлекательными», 1956), молодые художники пытаются — прямо на ваших глазах — вернуть в искусство обыденную, и потому утерянную красоту. Здесь ненавязчиво заряжают визуальным оптимизмом и дают унести с собой щедрую порцию хорошего настроения — а это как раз то, чего нам не хватает в мире, безостановочно перемалывающем нас шестернями повседневности. В стенах художественных галерей наступает временное облегчение. Оставьте дома завышенные ожидания и просто получите удовольствие!

Я бы не пошел сегодня вечером на лекцию Ирины Кулик «Поп-арт и его последователи» в Институте УНИК на Большой Садовой.

За 400 рублей (!) нам предлагают отведать сочные, но торопливо прожаренные лектором выжимки из разнообразных книг по современному искусству (правда, в Википедии — то же самое и при этом бесплатно) и с умным видом в течение трех часов созерцать картинки, которые в других обстоятельствах при малейшем желании легко предоставит любой Яндекс. И все это на фоне июньского вечера, раскрашенного цветами сборных Франции, а потом и Англии! В матче «Лекция Ирины Кулик vs европейский футбол» душеспасительный рассказ о поп-арте — явный аутсайдер.

Изображение

Мелочь, а приятно

21 июня в российский прокат выходит фильм «Гавр» — ироничная сказка Аки Каурисмяки, получившая приз ФИПРЕССИ на Каннском кинофестивале прошлого года.

Мелочь, а неприятно

21 июняв российский прокат выходит фильм «Президент Линкольн: Охотник на вампиров» Тимура Бекмамбетова — жирно отфотошопленная картина по мотивам литературного трэша.

Кроме того

21 июня в Москве начнется 34-й Московский Международный кинофестиваль. Фильмом открытия заявлена лента Романа Прыгунова «Духless» по мотивам одноименного отечественного бестселлера. В основном конкурсе фестиваля — 17 картин, в том числе вторая полнометражная режиссерская работа Ренаты Литвиновой «Последняя сказка Риты». Кроме того, будет представлена обширная программа внеконкурсных показов и ретроспектив. «Странные фильмы для абсолютных киноманов» без русского перевода будут демонстрироваться в рамках программы «49 мест», эксперимент, от которого организаторы ждут полярной реакции — «то ли толпы, то ли пустых залов». Главным же нововведением фестиваля является конкурс короткометражек. Церемонии открытия и закрытия состоятся, как и все последние годы, в «Пушкинском». Фестивальные картины можно будет смотреть в кинотеатрах «Октябрь» и «Художественный».

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow