Сюжеты

Власть нужно превратить в бизнес

Если процессы в госуправлении будут отлажены, как в частной фирме, места для коррупции просто не останется

Этот материал вышел в № 65 от 15 июня 2012
ЧитатьЧитать номер
Политика

 

Если процессы в госуправлении будут отлажены, как в частной фирме, места для коррупции просто не останется

 

Виктор МАКУШИН

 

Вступил в должность президента России Путин, сформировано правительство Медведева. Самое время задуматься над тем, что и как должны сделать в ближайшие годы управляющие Россией люди для того, чтобы значительно улучшить жизнь российских граждан.

Конечно, ответ на этот вопрос очень сильно зависит от наличия достаточного потенциала (организационного, интеллектуального, нравственного и т.д.) у тех, кто стоит во главе страны. Бесполезно предлагать троечнику решить задачу тем же способом, что и победителю олимпиад. Троечник может даже не понять смысла предлагаемого способа решения. Поэтому ответ на вопрос «что делать?» очень сильно зависит от ответа на вопрос «кто будет делать?».

очень невысокого мнения о потенциале людей, составляющих правящий клан. Однако я знаю, что в целом в России имеются люди, способные решить главные проблемы, стоящие перед нашей страной. Поэтому при наличии соответствующей политической воли «царя» и «ближних бояр» считаю, все мои предложения за два-три года могут быть успешно реализованы в России.

Главной задачей власти считаю создание здоровой конкурентной среды как в экономике, так и в целом в обществе.

Во-первых, цивилизованная конкурентная борьба в бизнесе переведет страну на рельсы инновационного развития. Ведь если конкурентоспособность предприятия будет определяться не тем, насколько сильные у предпринимателя связи с чиновниками в погонах и без, а эффективностью производства, то появится спрос на инновации.

Во-вторых, возможность цивилизованно конкурировать за «место под солнцем» позволит резко снизить социальное и межнациональное напряжение в обществе. Ведь если граждане убедятся, что их жизненный успех зависит от их собственных достижений в созидательном труде, то значительно сократится недовольство в обществе от того, что «одним (чиновникам, кавказцам) можно все, а другим – ничего».

В-третьих, цивилизованная конкуренция даст возможность обществу увидеть тех, кто умеет эффективно управлять. Выдвинутся настоящие лидеры, а не назначенные сверху подхалимы. Таким образом, появится возможность устранить главную причину нынешнего чрезвычайно неэффективного управления Российским государством – наконец-то можно будет утолить огромный кадровый голод, который мы сейчас повсеместно вынуждены наблюдать и в госуправлении, и в бизнесе.

Для формирования цивилизованной конкурентной среды в российском обществе нынешняя исполнительная власть должна суметь выполнить несколько шагов.

Первое. Необходимо упорядочить структуру исполнительной власти.

Во-первых, до сих пор отсутствует четкость в разделении функций управленческих, контрольных, инновационных, оказания услуг населению. Причем это разделение функций в основном должно быть на уровне министерств, а не на уровне подразделений министерств. Должно быть единое министерство, оказывающее все услуги населению. Должно быть одно министерство (например, Минэкономразвития), которое рассматривает любые инновационные проекты. Должен быть единый на всю страну орган (может быть, министерство), который контролирует выполнение своих функций всеми органами исполнительной власти на всех ее уровнях.

Во-вторых, считаю очень вредным наличие одновременно двух центров управления страной: администрации президента и аппарата правительства. Такой центр должен быть единым, например, как в США. Нужно роль аппарата правительства сократить до технических функций, а единым центром принятия решений и координации всех государственных органов должна быть администрация президента. Структура управления и порядок взаимодействия с выше- и нижестоящими государственными органами должны быть четко прописаны от администрации президента до мелкого муниципалитета.

В-третьих, необходимо запретить органам исполнительной власти командовать законодательными и судебными органами власти. Чтобы сразу не парализовать работу законодательной и судебной вертикалей, которые уже привыкли к определенной системе взаимодействия с органами исполнительной власти, нужно на некоторое время сохранить привычный способ влияния на эти ветви власти, но только со стороны администрации президента. В дальнейшем «скреплять» различные ветви власти нужно через систему общероссийских партий и других общественно-политических организаций. А не путем установления авторитарной власти. Нужно всемерно способствовать формированию ответственной российской элиты, задействуя при этом в том числе, например, возможности Русской православной церкви.

Второе. Нужно внедрить современные способы принятия управленческих решений органами исполнительной власти.

Прежде всего эту задачу можно решить за счет осуществления проектов типа «электронное правительство». Это повысит в десятки раз эффективность работы чиновников, поскольку позволит, во-первых, формализовать подавляющее большинство управленческих решений на всех уровнях власти и во всех органах власти. Как показывает мой опыт формализации принятия решений в бизнесе, для подавляющего большинства управленческих решений можно прописать четкий алгоритм действий управленца. Особые случаи, в которых требуется принятие нетривиальных решений, очень редки. Поэтому все нестандартные решения я на своих предприятиях поручаю принимать очень небольшой группе весьма высокооплачиваемых и очень компетентных сотрудников. Формализация принятия решений уничтожает всякий смысл давать взятки.

Во-вторых, возможно будет сделать максимально открытыми для внешнего (т.е. не только для чиновников и их прямых начальников) наблюдения 99% всех управленческих решений. Открытость информации о принимаемых решениях приводит к ситуации, при которой любой чиновник не сможет знать, кто, когда и на каком уровне его проверит. Становится бессмысленным взяткодателю договариваться с конкретным чиновником, если тот не может ничего гарантировать. У меня в компании никто из работников не знает, когда и кто зашел на его компьютерный «рабочий стол» и просматривает его файлы.

В-третьих, наладить многоуровневую обратную связь от простого рабочего, чиновника или мелкого бизнесмена до любого наделенного государственной властью чиновника, вплоть до президента РФ. Например, у меня в компании действует принцип: если жалоба одного работника на действие или бездействие другого работника остается без ответа в течение нормативного времени или повторяется, то сигнал об этом компьютер автоматически посылает на более высокий уровень. При этом любой руководитель, включая президента компании, может в режиме онлайн видеть возникновение повторных жалоб.

Третье. Нужно изменить систему подготовки и отбора кадров чиновников.

Необходимо исходить из того, что в ближайшие годы потребуется сменить не менее 90% всех государственных служащих, находящихся на мало-мальски ответственных и на руководящих должностях. Поэтому, во-первых, всю систему подготовки кадров госслужащих нужно жестко подчинить администрации президента. Во-вторых, максимально формализовать посредством применения системы объективных критериев и тестов отбор тех, кто учится в вузах, готовящих госслужащих. Также максимально формализовать текущий отбор кадров чиновников во все государственные органы. В-третьих, у будущего поколения чиновников нужно формировать критический взгляд на работу их предшественников. Для этого, например, полезно было бы сделать частыми встречи в форме дискуссий высших руководителей страны с молодыми чиновниками и со студентами учебных заведений, занимающихся подготовкой специалистов для госслужбы. Также следует отметить, что мой многолетний (около 28 лет) и богатый опыт управления трудовыми коллективами численностью от 25 человек до 30 тысяч человек позволяет мне сделать однозначный вывод: менять нужно сразу целыми отделами и управлениями, разбавлять «новых» сотрудников «старыми» кадрами очень нежелательно — научат воровать и работать по-старому.

Четвертое. Нужно мощно поднять авторитет честного и эффективного труда.

Действия исполнительной власти должны способствовать созданию в стране атмосферы нетерпимости к коррупции, халатному выполнению своих обязанностей любого гражданина — от рабочего и рядового чиновника до олигарха и министра. Такая атмосфера может быть довольно быстро создана при грамотном использовании авторитета лидеров общественного мнения. Очень важными в этом деле могут стать регулярные выступления первых лиц государства. Власть должна объявить, что важнейшей целью является наведение в государстве такого порядка, при котором, во-первых, закон будет обязателен для всех; во-вторых, каждый гражданин сможет через простые и понятные процедуры — например, местный референдум или выборы — повлиять на изменение любого закона; в-третьих, каждый гражданин благодаря своим успехам именно в эффективном созидательном труде может достичь самого высокого положения в российском обществе.

Обращаю внимание, что предлагаемые мною меры нужно принимать с умом. Например, если сосредоточиться на решении четвертого вопроса и «забыть» про первые три, то вскоре в стране можем получить что-то похожее на последние годы СССР. Или, например, если не решить третий кадровый вопрос, то повышение эффективности госуправления будет весьма скромным.

Конечно, у нашего общества есть просто кричащие «болевые места». Требуется срочно снижать уровень коррупции. Нужно максимально сокращать «ментовский беспредел», особенно в отношении предпринимателей. «Горит» вопрос демографии. И можно предложить меры по снижению негативного влияния «болевых мест». Но кардинально решить российские проблемы, уверен, возможно, только если осуществить четыре основных моих предложения.

Лет восемь назад, будучи еще не ограбленным «государевыми рейдерами» «олигархом», я уже посылал в правительство письмо подобного содержания. Мне тогда сказали, что мои предложения не одобрил Игорь Иванович Сечин. Наверняка сейчас тоже «не одобрят». Но… По крайней мере, пусть не говорят, что-де «все критикуют, но не предлагают, что делать».

 

Справка «Новой»

Виктор Макушин — российский бизнесмен, президент группы компаний МАИР (черная металлургия), в 2005 году — участник списка Forbes (94-е место). Начиная с 2008 года у структур Макушина возникли проблемы, которые сам он характеризует как попытку рейдерского захвата его бизнеса. В настоящий момент постоянно проживает за границей.

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera