СюжетыКультура

Чужой среди своих

Ганс Руди Гигер в Московском планетарии

Этот материал вышел в номере № 63 от 8 июня 2012
Читать
Место для проведения первой в России ретроспективы Ганса Руди Гигера выбрано как нельзя лучше. Темный спуск в подземную парковку Московского планетария, превращенную в выставочный зал, практически сразу погружает посетителей в атмосферу жутковатого переплетения изящного и вульгарного, болезненного и эротического, утонченного и гротескного.

Место для проведения первой в России ретроспективы Ганса Руди Гигера выбрано как нельзя лучше. Темный спуск в подземную парковку Московского планетария, превращенную в выставочный зал, практически сразу погружает посетителей в атмосферу жутковатого переплетения изящного и вульгарного, болезненного и эротического, утонченного и гротескного.

«Форма жизни» искусства швейцарского художника так же чужеродна привычным стилистическим рамкам. Это не сюрреализм, не фантастический реализм, никакой другой «изм», начиная со знаменитых первых «Биомеханоидов». Если ранняя серия «Проходы» (1971) еще давала повод кураторам видеть в Гигере продолжателя поп-арта уорхоловского разлива, то последующие его работы уже ни на что не похожи и в то же время — тягостно узнаваемы: зритель и сегодня в гигеровских аэро- и шелкографиях, гелиотипиях, литографических отпечатках и трафаретных оттисках словно исследует собственные кошмары, смотрит в глазницы своих внутренних демонов и монстров.

Не в последнюю очередь такое восприятие порождается предельной анатомичностью синтеза механики и плоти, фантасмагорических ландшафтов и конструкций, подчас порнографической вивисекции реальности и снов — в том смысле, что каждая выдуманная форма находит отклик в нашей биологической памяти и настолько естественна, что практически готова к движению. Это, в общем, доказали московские видеохудожники Тарас Гиш и Макс Мистик, дополнив экспозицию гипнотической видеоинсталляцией, анимировавшей образы швейцарца.

Гигер, конечно, визионер с ужасающей способностью изображать самые темные уголки человеческой психики. Он препарирует людские комплексы и страхи, включая прежде всего свои собственные, так, что старик Фрейд, должно быть, переворачивается в гробу, — препарирует и создает искусство, в котором уловлен самый zeitgeist XX века. Как заметил однажды Оливер Стоун, нет никого, «кто бы так точно изображал душу современного человека. Когда через пару десятилетий будут говорить о двадцатом столетии, будут думать о Гигере».

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow