СюжетыКультура

Театр «Мемориала»

Для популяризации главного архива памяти о преступлениях государства в XX веке открывается новая театральная площадка

Этот материал вышел в номере № 63 от 8 июня 2012
Читать
Для популяризации главного архива памяти о преступлениях государства в XX веке открывается новая театральная площадка

Для кого c 1988 года собирает архив «Международный Мемориал»? Одним ли хранителям и дарителям дороги документальные свидетельства трагической российской истории ХХ века? Насколько отрефлексированы в культуре эти свидетельства? Может ли театр стать местом для такой рефлексии? Возможно ли сценическое осмысление страшного опыта?

Если в архивах ФСБ собраны документы допросов, доносов, приговоров признаний, история народа с точки зрения государства, то «Мемориал» собирает свидетельства частной памяти о преступлениях государства в XX веке. Этими свидетельствами интересуются иностранные журналисты, режиссеры, но «Мемориал» заинтересован во внимании сограждан, и потому затеял большой проект популяризации собранных экспертных знаний.

Молодые режиссеры, художники и актеры Театра имени Йозефа Бойса и Театра.doc уже работают над документами из архива «Мемориала» и готовы показать первые эскизы на новой театральной площадке «Четвертый театр». Куратор программы, режиссер Георг Жено, после прозвучавшей постановки «Груз молчания» в Сахаровском центре о потомках нацистов собрал вокруг себя людей, которым было бы интересно заниматься театром на основе исторических и архивных документов, разделяющих его идею о том, что документальный театр — не обязательно бедный, что это не стиль, но метод, и в его варианте доктеатра синтез с современным визуальным искусством приветствуется. «Мемориалом», заинтересованным в представлении широкой аудитории собранных за десятилетия документов, создана на своей территории театральная площадка и отобраны для постановки свидетельства, часто построенные на диалоге человека и государства. Их вечный спор инсценируется. Удачные спектакли составят репертуар «Четвертого театра».

14 июня в 19.30 — премьера спектакля Жени Беркович «Человек, который не работал. Суд над Иосифом Бродским». В основе спектакля записи двух судебных заседаний по делу Бродского, выполненные Фридой Вигдоровой (1964). Разговор после спектакля ведут Алена Карась, Анатолий Найман, Елена Вигдорова.

15 июня в 16.00 — практикум швейцарского драматурга, режиссера, главы «Международного института политических убийств» Мило Рау о работе над театральными проектами Hate Radio — о роли радио во время геноцида в Руанде в 1994 году и последних днях семьи Чаушеску. С 18.00 до 22.00 звучит «Мое последнее слово» по текстам последних слов, произнесенных на суде обвиняемыми. Звучат последние слова на судебных заседаниях советских диссидентов, современных диссидентов в Белоруссии, Олега Орлова, Михаила Ходорковского. В «Открытых письмах» использованы тексты открытых писем, гражданских обращений 1940–1980-х годов.

16 июня с 18.00 до 22.00 — «Тексты Вацлава Гавела» (в проекте участвуют режиссер Дмитрий Волкострелов и художник Ксения Перетрухина). В спектакле «Переговоры на милицейских частотах 3 октября 1993 года» использован текст расшифровки аудиозаписи радиопереговоров в московском эфире на милицейских частотах днем 3 октября 1993 года между половиной четвертого и шестью часами. В основе спектакля «Дневник охранника» — текст дневника гулаговского охранника-вохровца 1935–1936 годов.

17 июня с 18.00 до 22.00 — спектакль «Ожидание». Тема ожидания — сквозная тема жизни советского человека. Миллионы людей годами ждали родных и близких с фронта, из изгнания, сосланных, осужденных, без вести пропавших, эмигрировавших. Использованы тексты писем из архива «Мемориала». В спектакле участвуют Оксана Мысина, Светлана Иванова, Роза Хайруллина. Тема карательной психиатрии важна в истории диссидентского движения. В спектакле «Карательная психиатрия» вспоминают о деле полковника Буданова, о профессоре Печерниковой, отправившей в психушки Владимира Буковского, Наталью Горбаневскую, Вячеслава Игрунова, говорится о попытках насильственно госпитализировать задержанных оппозиционеров зимой и весной 2011–2012 года. В спектакле использован текст Виктора Некипелова «Институт дураков».

С 14 по 17 июня, Каретный Ряд, 5.

Регистрация на сайтах memo.ru beuystheater.ru

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow