Сюжеты

Верноподданнический мажор как экспонат истории

В Колонном зале проходит VII Фестиваль симфонических оркестров мира

Этот материал вышел в № 63 от 8 июня 2012
ЧитатьЧитать номер
Культура

Наталья ЗимянинаНовая газета

 

В Колонном зале проходит VII Фестиваль симфонических оркестров мира

 

Фестиваль с самого начала, с 2006 года, приурочен к Дню России. Надо отдать должное Юрию Лаптеву, который все эти годы был советником президента по культуре. Это он убедил власти, что крупный государственный праздник должно отмечать не только водочно-пивным гульбищем и торжественным кремлевским приемом, а надо проложить их посередке чем-то облагораживающим.

За шесть лет фестиваля в нем отыграло немыслимое число оркестров, включая каждый раз один российский.

Седьмой концептуально добрался до оркестров Америки: приезжали музыканты с Кубы (из них большая часть — советская школа; 2, 3 июня), из Боготы (5, 6 июня), Хьюстонский симфонический (8, 9 июня). Из наших был Ярославский во главе с Мурадом Аннамамедовым; у него в программе — гениальный композитор Авет Тертерян (1 июня). У Хьюстонского — симфония «Атомный доктор» знаменитого Джона Адамса (9 июня). Лаптев придумал раритетную программу последнего концерта с участием оркестра Московской филармонии, посвященную историческим событиям в России (11 июня). Публика пройдется от «Стихиры» Ивана Грозного (ее оркестровал композитор Кирилл Волков) до увертюры «1812 год» Чайковского. Между ними — почти сплошь гимны: так, в XVIII веке были популярны «Гром победы, раздавайся!» и «Коль славен» (до сих пор считается гимном русской эмиграции); чудной красоты «Боже, царя храни!», написанный при Николае I и в 1917 году запрещенный под страхом смерти.

Будет и кое-что советское. Сыграют воссозданный по двухстраничному эскизу гимн РСФСР Сергея Прокофьева (композитор в 1946 году участвовал в конкурсе). Наследники Георгия Свиридова предоставили фестивалю его проект Гимна СССР. А вот держатель авторского права на Увертюру Александра II — Дом Романовых — разрешения на исполнение не дал.

Высидит ли обычный слушатель в один вечер столько славословного мажора? Но музыканты и историки точно не упустят уникальный шанс услышать эту ничем не поучительную великодержавную антологию. В чем-то курьезную, в чем-то трогательную.

Вы можете просто закрыть это окно и вернуться к чтению статьи. А можете — поддержать газету небольшим пожертвованием, чтобы мы и дальше могли писать о том, о чем другие боятся и подумать. Выбор за вами!
Стать соучастником

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera