КолонкаПолитика

Тридцать два фуэте премьера Медведева

Электорату отныне доступны сумеречные глубины правительственного подполья

Этот материал вышел в номере № 62 от 6 июня 2012
Читать
Раздвоение ВВП. В интервью Первому каналу Медведев отвечал не столько В.В. Познеру, сколько В.В. Путину

Сразу после великого праздника рокировки судьба несколько раз сталкивала Медведева с Большим театром. Здесь он светлел лицом, деловито ощупывал легендарный занавес, охотно позировал для вечности вместе с выстроенными во фрунт балеринами под руководством депутата «Единой России» Светланы Захаровой.

Добровольно явившись на интервью к Познеру, Дмитрий Анатольевич убедительно доказал: уроки Большого даром не прошли. Он научился крутить свои 32 фуэте по всем правилам искусства — не сходит с места, не напрягается, дыхание спокойное и легкое, как у младенца. Бывший президент и нынешний премьер вообще человек на редкость позитивный, каковую позитивность он успешно подтвердил у Познера. Ему всё нравится. Мало поработал президентом? Отлично, тем более что это работа «абсолютная по ответственности». Забросил нацпроекты? Нет, конечно, они цветут и пахнут, особенно жилье и аграрный сектор. Вас не устраивает «Единая Россия»? Так ведь она только начала обновляться. Считаете, что я технический премьер? Смешно! Техническим премьер-министр в принципе быть не может. Рокировка вам не нравится? Ваши проблемы; мы с Путиным обменивались постами исключительно по закону. Часто меняю свои воззрения, в частности, на губернаторские выборы? Прекрасно — всё течет, всё изменяется.

Итак, Медведев продемонстрировал балетную выучку. Он способен, подобно Истоминой в трактовке Пушкина, отменно долго «одной ногой касаясь пола, другою медленно кружить». Удивил ли Дмитрий Анатольевич хоть раз в течение беседы? Слегка удивил. Электорату отныне доступны сумеречные глубины правительственного подполья. Оказывается, в кабинет министров берут преимущественно тех, кто не спит на заседаниях. Именно в этом секрет карьерного взлета Мединского, отважно брошенного на культуру. (Заодно раскрылась тайна отставки Фурсенко — он спал безмятежным сном на заседании Госсовета.) Удивило также ключевое слово в лексике Дмитрия Анатольевича — «интересно». Любознательный господин, ему везде интересно работать. Вопрос о том, интересны ли результаты его работы гражданам страны, для которых он денно и нощно трудится, оказался в тени личных предпочтений премьера.

Вообще, я давно поняла: Медведев — редкий для нашего колеблющегося мира человек. Его организм снабжен всем необходимым для счастья. Ему свойственно столь необходимое для государственного мужа избирательное зрение. Вот, рассуждает Медведев в кругу сторонников сразу после выборов в Госдуму, пошли разговоры о выборных нарушениях, об административном ресурсе. «А где этот административный ресурс?» — разводит руками президент, сидя, можно сказать, в самом его центре и угрожая губернаторам, не обеспечившим триумфа ЕР на выборах, оргвыводами.

В подобной стилистике проистекала и беседа Медведева с Познером. Собственно, от самой беседы и не ждали откровений. Политикам, особенно российским, язык дан не для того, чтобы артикулировать мысли, а для того, чтобы их камуфлировать. Медведев — идеальный российский политик. Тут неожиданностей не случилось. Но был один аспект скоропостижного визита премьера на ТВ, содержащий бездну загадок типа: зачем пришел, может, чего сказать хотел? Наверное, хотел сказать, что открыт городу и миру, что тонок и самостоятелен, что Медведев — не псевдоним Путина, что пришел всерьез и надолго. Кто-то его услышал, кто-то нет, кого-то волновали не столько слова, сколько картинка.

Если что и было любопытного в этом балетном спектакле, так это картинка. Обычно операторы программы «Познер» мастерски компенсируют вялость содержания выразительными крупными планами собеседников. Здесь они, коварные и разоблачительные, начисто отсутствовали. Мудрый Познер по-детски радуется, мол, Дмитрий Анатольевич согласился на прямой эфир и не требовал предварительных вопросов. А как и с кем обговаривалась картинка? Интересно бы знать. Хотя и средний план достаточно информативен — он отражает среднестатистического премьера эпохи интернета: современного, по-своему искреннего, ироничного, способного объяснить мир и себя в выгодной для себя интерпретации.

Сегодня меняются стиль и веяния: можно всё, в том числе и в эфире. Телевидение приоткрывает железный занавес. Можно звать в эфир хоть радикалов, хоть оппозицию, хоть Господа Бога. Власть и их победит — своей амбивалентностью, циничностью, мудрыми ведущими, благодатным контекстом, спасительной картинкой. Примечательно, что руководствуется власть в этой победоносной вакханалии исключительно нашим благом. «Я должен быть таким, каким меня хочет видеть народ», — заявляет президент в любопытном документальном фильме «Я, Путин. Портрет». Ему вторит и Медведев у Познера. Они уверены, что мы хотим их видеть именно такими, какими они предстают на наших телеэкранах.

Меня увиденное огорчило: ожидала хоть какого-нибудь прорыва в неведомое. Лучший интервьюер страны (по вечной версии ТЭФИ) беседует с премьером, наделенным уже в силу должности высшей степенью качества. И вот этот лучезарный тандем лучших родил исключительно пошлость предсказуемости, отчего мне стало совсем уж грустно. Порадовал лишь Ургант, тоже принимавший участие в странном спектакле.

Когда ушел Медведев, на авансцену выдвинулся вечерний Ургант, который первым делом порывисто нагнулся и страстно поцеловал руку Познера. Так он отреагировал на мастер-класс старшего товарища, последовавший сразу за беседой с президентом. Ургант попросил коллегу обучить его искусству интервью. Первая заповедь Владимира Владимировича гласила: нужно любить того человека, у которого берешь интервью. Познер и любил Медведева как мог. Перед Иваном Ургантом не стояло задачи любить Медведева, поэтому он позволил себе расслабиться. Сел на познеровское место, взял в руки стакан воды, недопитой Дмитрием Анатольевичем. И пояснил: когда пьешь воду после человека, можешь понять его мысли. Отпил медведевской водицы, глубоко задумался: нет, не работает… Вот она, долгожданная смелая политическая сатира!

При ярком свете Урганта ожил и Познер — глаз загорелся, плечи расправились, опять первый на Первом. Наконец-то зрители услышали блистательный диалог. Ургант: «Как бы вы хотели умереть?» — Познер: «Либо на теннисном корте, либо занимаясь любовью». Ургант: «Может ли это совпасть?» — ВВП (решительно): «Нет, не может».

А что же Медведев? Открутил фуэте и ушел на пуантах — руководить правительством.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow