СюжетыКультура

Киномигранты

«Кинотавр» ищет возможность возвращения интереса публики к российскому кинематографу от голливудского

Этот материал вышел в номере № 61 от 4 июня 2012
Читать
В версии 2012 года главный отечественный кинофорум делает основную ставку на арт-мейнстрим. «Кинотавр» ищет путь к сердцу зрителя и в то же время не отказывается от имиджа лабораторной площадки. Зеленый свет здесь зажигают для поисковых авторских работ, с публикой не заигрывающих. Цель — создать репрезентативную картину современного кино.
Изображение

В версии 2012 года главный отечественный кинофорум делает основную ставку на арт-мейнстрим. «Кинотавр» ищет путь к сердцу зрителя и в то же время не отказывается от имиджа лабораторной площадки. Зеленый свет здесь зажигают для поисковых авторских работ, с публикой не заигрывающих. Цель — создать репрезентативную картину современного кино.

В то же время именно «Кинотавр» стал территорией, на которой даются экспертные оценки, исследуются проблемы российского кино. Фестиваль заявил себя участником кинопроцесса, который не только отражает, но и формулирует задачи, формирует пространство, задает новые параметры. В этом году одна из главных задач, которую собирается если не решать, то ставить кинофорум, — проблема отсутствия диалога между отечественным кино и зрителем. Кажется, российские кинематографисты начинают скучать по публике, «эмигрировавшей» в американское кино, вместе с прокатчиками и кинопоказчиками. Как же их всех вернуть на родину Пудовкина и Эйзенштейна?

Отборщики делают основную ставку на арт-мейнстрим, отыскивают не только новых уникальных авторов, но и режиссеров, занимающихся жанровым кино. Программный директор фестиваля Ситора Алиева знает, что сегодня все фестивали задыхаются от количества фильмов. Канны в этом году даже назначили дополнительный тур селекции. Битва за участие в кинотавровском конкурсе идет в течение всего года. Просмотрев десятки картин, включая трэш, хоумвидео и «телеспектакли», отборщики оставили в конкурсе 15 фильмов.

Среди них — светская сатирическая комедия «Пока ночь не разлучит» Бориса Хлебникова («Коктебель», «Свободное плавание», «Скорая помощь»), снятая в пафосном ресторане «Пушкин» и живописующая его завсегдатаев.

О заботах и радостях «хай-мидлкласса» повествует и «Белый мавр, или Три истории о моих соседях» Дмитрия Фикса по повести Максима Стишова. Это независимый проект, бюджет которого собран продюсерами без участия государства.

Дебютирует в полнометражном кино писатель Всеволод Бенигсен, автор романа «Геноцид». Его «Аварийное состояние» состоит из четырех новелл, действие которых происходит в небольшом провинциальном городке.

В глубинке России вершатся и драматичные события киноповести«Дочь» Александра Касаткина и Натальи Назаровой, по сценарию которой картина и снималась.

Михаил Сегал в прошлом году приезжал на «Кинотавр» с отличной короткометражкой «Мир крепежа», получившей главный приз в конкурсе «Короткий метр». Теперь режиссер возвращается на фестиваль с «полным метром». Его «Рассказы» составлены из четырех новелл. Каждая решена в своем жанре: абсурдистская комедия, социальная сатира, триллер, мелодрама. Одна из новелл — полюбившийся критикам и зрителям «Мир крепежа».

Сергей Мокрицкий («Четыре возраста любви») снял по собственному сценарию картину «День учителя», про один день из жизни «типичного российского героя» — маленького человека, преподавателя русского языка и литературы.

О фильме «Жить», участнике конкурса Роттердамского кинофестиваля, обладателе главного приза фестиваля в Висбадене, мы уже писали. Судя по всему, работа уральского режиссера и драматурга Василия Сигарева — одна из самых сильных картин года.

Светлана Баскова, автор скандальных видеоработ, занимающаяся современным искусством, сняла фильм «За Маркса…». Сценарий основан на реальных событиях и рассказывает о рабочих завода, втянутых в воронку кризиса.

«Искупление» Александра Прошкина («Холодное лето пятьдесят третьего», «Доктор Живаго») — социальная драма о судьбе одной отдельно взятой семьи в послевоенную эпоху.

Новая комедия «Кококо» Авдотьи Смирновой снова посвящена главным конфликтам русского общества. В ее «Двух днях» в основе сюжета — нелицеприятное столкновение интеллигенции и власти; в «Кококо» общий язык пытаются и никак не могут найти интеллигенция и народ. Лицом интеллигенции стала Анна Михалкова, народ представляет Яна Троянова (за «Волчок» актриса была награждена на «Кинотавре» премией в номинации «Лучшая женская роль»). Фестиваль еще не начался, а уже ясно, что эти девушки — одни из главных претенденток на приз «Лучшая актриса года».

По мнению режиссера и сценариста фильма «Со мною вот что происходит» Виктора Шамирова (постоянно соавтор-ствующего с Гошей Куценко), — их картина не сюжетная, скорее это «лирика суеты под музыку Таривердиева и воспоминания о счастье», о недавнем времени, когда «Ирония судьбы» еще могла утешить и пообещать в Новом году новую жизнь.

Павел Руминов, выросший из ядреного клипмейкера в режиссера и когда-то порадовавший нас блестящей короткометражкой Dead Line, представляет фильм «Я буду рядом», сдержанную психологическую историю про отношения мамы и шестилетнего сына.

О фильме «Конвой»его режиссер Алексей Мизгирев («Кремень») рассказал «Новой газете» в канун Берлинского фестиваля, участником которого была картина.

Криминальная драма «Пустой дом» Нурбека Эгена («Санжыра», «Сундук предков») опирается на распространенный европейский сюжет: путь гастарбайтерши, киргизской девушки, бегущей из своей страны в поисках счастья, ее попытки выжить в огромном мегаполисе.

«Я тебя не люблю» — очередной шокирующий опус известных документалистов Александра Расторгуева и Павла Костомарова. Сами авторы назвали картину «хоумвидео с рабочей окраины».

Известный продюсер и экс-директор Московского кинофестиваля Ренат Давлетьяров снял второй фильм в качестве режиссера (его дебютом была «Моя безумная семья»). Герой новой ленты «Стальная бабочка» — опер московского уголовного розыска.

Судить конкурс будет жюри под руководством Владимира Хотиненко. Приз «За вклад…» вручат Карену Шахназарову, генеральному директору «Мосфильма», режиссеру, снявшему 15 фильмов. Его недавняя военная мистерия «Белый тигр» вышла на наши экраны в мае. Сочинцы увидят ретроспективу шахназаровского кино длиной в более чем 30 лет.

Все большее место в программе фестиваля занимает конкурс короткометражного кино. Подчас именно короткий метр не разочаровывает ожиданий зрителей да и профессионального сообщества. Свидетельством тому стал недавний приз Таисии Игуменцевой за фильм «Дорога на…» на Каннском кинофестивале.

Конечно, «Кинотавру» не удастся показать всё лучшее, что сделано в этом сезоне. С недавнего времени крупные международные фестивали, видимо из ревности, не позволяют продюсерам делать премьерные показы на «Кинотавре». Хотя официально фестиваль числится в разряде национальных смотров. Поэтому продюсеры придерживают картины, ожидая ответа от Венеции, Карловых Вар, Рима и Локарно.

Мы не увидим в Сочи фильмы «Танец Дели» Ивана Вырыпаева, «Измену» Кирилла Серебренникова, «Долгую счастливую жизнь» Хлебникова. Не будет на «Кинотавре» и Лозницы с его картиной «В тумане», завоевавшей в Каннах приз ФИПРЕССИ. Таково решение режиссера. «Духless» Романа Прыгунова открывает Московский кинофестиваль, наступающий на пятки «Кинотавру». И «Орда» Прошкина-младшего вошла в конкурс ММКФ от России.

Тем не менее, если хочешь составить собственное представление о том, что происходит в современном российском кино, — приезжай на «Кинотавр». По мнению его президента Александра Роднянского, именно актуальная культура — раствор, связывающий нацию. Жаль, нация об этом не подозревает. И, между прочим, сильно проигрывает более и просвещенным державам. Хотя, быть может, и с самим раствором у нас не всё благополучно.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow