СюжетыПолитика

Рынок губернаторов

Выборы глав регионов возвращаются спустя восемь лет. Демократическую уступку центра сбалансируют жесткие фильтры на местах

Этот материал вышел в номере № 61 от 4 июня 2012
Читать
Выборы глав регионов возвращаются спустя восемь лет. Демократическую уступку центра сбалансируют жесткие фильтры на местах

Закон о выборах глав регионов — это не только 75 поправок, среди которых муниципальные и президентские фильтры, подрывающие саму основу «прямого избрания», но и более 20 досрочных отставок. За шесть месяцев Медведев и Путин провели самые массовые за годы своего нахождения у власти губернаторские отчисления, оставив «на осень» только четыре из девяти регионов, претендующих на первые всенародные выборы. Губернаторов уже по новым правилам в единый день голосования — 14 октября — изберут в Амурской, Брянской, Белгородской и Новгородской областях, то есть там, где срок полномочий глав регионов заканчивается до 1 января 2013 года. Впрочем, эксперты уверены: власть контролирует ситуацию в «стерильно чистых» субъектах, а «немного проблемная» Брянская область затесалась среди «выборных» ради эксперимента.

Главная интрига обещает развернуться на региональном уровне. Федеральный закон предлагает субъектам самостоятельно устанавливать необходимую планку поддержки кандидата в муниципальных собраниях (документ предусматривает «вилку» от 5 до 10% подписей местных депутатов), а также возможность самовыдвижения. Принять собственные законы о выборах губернаторов регионы должны будут до 1 июля. Впрочем, единоросское большинство в парламентах, где прошли первые чтения, уже забраковало возможность самовыдвижения (Татарстан, Удмуртия, Алтайский край, Тверская, Воронежская, Новгородская, Ростовская, Ленинградская и Орловская области). Пока независимых кандидатов к регистрации решено допускать только в одном регионе — Ярославской области. Впрочем, и там попытать счастья беспартийному кандидату удастся не скоро. Буквально за несколько недель до вступления в силу «выборного» закона президент отправил в отставку местного губернатора, тем самым отсрочив выборы главы региона до 2017 года. Следует отметить, что Ярославская область также утвердилась в списке регионов, установивших самый низкий порог прохождения кандидата (5%) через фильтр муниципальных собраний. Похожая ситуация в Красноярском крае, Волгоградской, Иркутской, Кировской, Оренбургской и Тюменской областях.

Эксперты видят прямо пропорциональную связь муниципального фильтра с протестными настроениями. В большинстве регионов, где «Единая Россия» показала плохой результат на парламентских выборах, муниципальный барьер будет задаваться максимально возможный. Повальный запрет на самовыдвижение в регионах объясняют тем, что после упрощения процедуры регистрации партий нужда в самовыдвижении сама по себе отпадет.

Однако не исключено, что допустить беспартийных кандидатов в губернаторы в скором времени сможет Москва. Как известно, в первом чтении депутаты (в Мосгордуме после скандальных выборов 2009 года из 35 депутатов 32 — единороссы) приняли самый жесткий вариант: никаких самовыдвиженцев и фильтр в 10%. Однако после встречи на прошлой неделе с Сергеем Собяниным, который неожиданно высказался за независимых кандидатов и снижение порога до 6%, они задумались, пообещав внести в законы соответствующие поправки.

Руководитель департамента региональных исследований Центра политических технологий Ростислав Туровский подобные послабления со стороны столичного градоначальника оценивает как часть пиар-кампании. «Он пытается создать себе образ либерального политика, считая, что таким образом подыгрывает московскому общественному мнению. Последние действия и заявления Собянина — начало его мэрской кампании», — считает он. По словам эксперта, для того чтобы понравиться широкой публике, Собянин снижает проходной барьер. Параллельно он заигрывает с местным самоуправлением, предлагая расширить полномочия с расчетом на то, чтобы расположить к себе в будущем муниципалов. Впрочем, преодолеть «собянинский» барьер подавляющему большинству самовыдвиженцев, в случае если власть города установит тесные и взаимовыгодные взаимоотношения с муниципальными депутатами, будет все равно непросто. Туровский не исключает среди кандидатов персон, которые будут выдвигаться не для участия в выборах, а с целью «поторговаться с федеральными властями по поводу своего собственного бизнеса».

«Если это будут какие-то крупные и опасные фигуры вроде Михаила Прохорова, то вполне возможно, что федеральный центр, который всеми силами будет опекать Собянина, их блокировать не станет, а попытается с ними договориться», — говорит он.

Того же мнения придерживается и эксперт по внутренней политике Центра политической конъюнктуры Павел Салин. Власть осознает, что проиграла борьбу за городской средний класс, прежде всего в Москве и Санкт-Петербурге, и потому делает поблажки. «Если закручивать гайки — кастрюля лопнет. Федеральный центр понимает, что своего стопроцентного кандидата ему в следующие мэры уже не провести. Вот почему они будут делать ставку на максимально договороспособных кандидатов, тех, кто лоялен к системе в целом. Я также не исключаю, что все эти послабления делаются с расчетом на протестный электорат. Чем больше будет оппозиционных кандидатов, тем больше будет распыляться протестный электорат», — заключает он. Напомним, что выборы мэра Москвы предстоят лишь в конце 2015 года, а губернатора Санкт-Петербурга — в конце 2016 года.

Из тех областей, где «пилотные» выборы пройдут уже в этом году, самый жесткий закон приняли в Новгородской области: только партийные кандидаты и максимальный десятипроцентный размер «муниципального фильтра». В Амурской области документ прошел только первое чтение: депутаты собираются установить 7%-процентный муниципальный порог и отказаться от самовыдвиженцев. В Брянской и Белгородской областях региональные законопроекты о прямых выборах губернаторов пока не готовы.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow