СюжетыОбщество

…И смотрит лев c глазами человека

Аспирантка из Петербурга намерена открыть в глухой саратовской деревне первый в России музей монументальной народной живописи

Этот материал вышел в номере № 41 от 13 апреля 2012
Читать
Село Поповка Хвалынского района Саратовской области стало известно в рунете как место, где находится «дом со львом» — деревянная избушка, в которой обнаружены настенные росписи, выполненные в манере наивного искусства около ста лет назад. Искусствовед из Петербурга Юлия Терехова намерена открыть в Поповке первый в России музей монументальной народной живописи.

Село Поповка Хвалынского района Саратовской области стало известно в рунете как место, где находится «дом со львом». Это деревянная избушка, в которой обнаружены настенные росписи, выполненные в манере наивного искусства около ста лет назад. Специалисты называют находку уникальной. Жители деревни и хвалынские чиновники не считали картинки на стенах интересными: дом едва не разобрали на стройматериалы для бани. Раритет выкупила искусствовед из Петербурга Юлия Терехова. Она намерена открыть в Поповке первый в России музей монументальной народной живописи.

От Поповки до Питера

Уникальная избушка стоит в переулке Пушкина, самом дальнем в селе. Поповка находится в 25 километрах от Хвалынска, Хвалынск — в 250 км от Саратова. Недаром это глухое место на реке Терешке выбрали старообрядцы, в конце XVIIIвека основавшие деревню.

В 2009 году сюда приехали в этнографическую экспедицию студенты-филологи саратовского университета. Старожилы рассказали о райских рисунках на стенах одной из изб. В ней уже несколько лет никто не жил, владельцы, переехавшие в другой дом, собирались продать деревянное здание на стройматериалы.

Избушка состоит из двух комнат, стены и потолки которых покрыты росписями, выполненными масляной краской. В первой комнате, выдержанной в голубых тонах, изображены херувим, Георгий Победоносец, орел, растения и животные. Там, где к потолку подвешивали зыбку, нарисована женщина с цветущей веткой в руках, вероятно, чтобы младенец рассматривал ее и не плакал. Вход в розовую комнату, возможно, служившую спальней, охраняет лев с человеческими глазами, лежащий посреди райского сада.

Студенты показали видеозапись научным сотрудникам музея Петрова-Водкина, работающего в Хвалынске. Специалисты заявили, что это первая подобная находка в Поволжье. После публикаций в региональной прессе районные чиновники заявили, что хотели бы открыть в Поповке музей народного творчества, но хозяева подняли выкупную цену домика с 9 до 150 тысяч рублей. Хвалынские депутаты отказались выделять такую сумму.

Год спустя о райской избушке узнала искусствовед из Петербурга Юлия Терехова. «Расписные дома можно найти на Русском Севере, на Урале, в Сибири, на Алтае. До сих пор расписывают дома староверы-семейские, живущие в Забайкалье. Я по роду научной деятельности связана с этим видом искусства, и мне казалось, что я знаю в своем поле плюс-минус все. Однако мне удалось получить фото расписного дома в Саратовской области, которые потрясли меня», — пишет Юлия в ЖЖ. По ее подсчетам, в избе покрыто росписями около 100 квадратных метров поверхности. Как считает Терехова, «площадь, качество и степень сохранности росписи позволяют поставить дом в один ряд с лучшими европейскими памятниками такого же типа».

Весной 2011 года Юлия выкупила избушку за 80 тысяч рублей. Летом организовала волонтерский лагерь. Френды провели генеральную уборку и совершили несколько открытий: на стене нашли закрашенного быка, за киотом — изображение святой Елизаветы, напоминающее образ на иконах, которые хранятся в краеведческом музее Хвалынска. Сейчас в соцсетях ведется сбор средств на ремонт. По предварительным подсчетам, на укрепление фундамента, крыши, крыльца и печной трубы надо не менее 300 тысяч рублей.

«Мы планируем сделать в доме музей. Не такой, к какому мы привыкли, знаете, изба на тему печальной жизни притесненного крестьянина. Это будет музей самой росписи, где персонажи попробуют вам сами о себе рассказать с помощью текстов и аудио. У нас будет довольно весело и познавательно», — пишет Юлия.

История в картинках

Поповка — небольшое село, всего около 400 жителей. Со времени нанесения росписей прошло около ста лет. Но вот что поражает: не такую уж далекую, почти семейную историю в селе не помнят, до появления Юли никому в голову не приходило этим интересоваться.

«У старообрядцев особо не принято приглашать чужих в гости. Если кто в селе и знал о росписях, считали это чудачеством: зачем на потолке нарисовано?» —говорит учитель русского языка местной школы Тамара Рябова.

Судя по обрывочным сведениям, дом со львом принадлежал старообрядческой семье Ларягиных примерно до 1930-х годов. О Ларягиных в деревне ничего не знают. Известно, что именно в это время в Поповке разрушили старообрядческую моленную. Службы стали проводить на дому. Тогда последовали репрессии против священников и прихожан. По сведениям историков саратовского госуниверситета, в 1937–1938 годах задержанных служителей культа из Хвалынского района расстреляли в Вольске.

Как рассказывает жительница Поповки Матрена Ульянина (она вырастила тринадцать детей), в 1940-х годах в избушке с картинками работал своеобразный детский сад на общественных началах: местные женщины по очереди сидели с малышами, Матрена Михайловна была одной из воспитанниц. В 1961 году хозяином дома стал фронтовик Тарас Лазаревич Сорокин. Как вспоминают в селе, он был убежденным старовером, человеком молчаливым и необщительным. Возможно, Тарас Лазаревич что-то знал о тайне росписи, но в объяснения не вдавался.

Как полагают хвалынские искусствоведы, стиль рисунков близок к так называемой крестьянской иконе. Зимой в деревнях организовывали целые артели художников-самоучек, которые писали для земляков иконы по доступной цене. По желанию заказчика в сюжете можно было задействовать всех святых, имена которых носили члены семьи. Для подобной работы было достаточно получить благословение батюшки, а затем освятить готовое полотно.

Неперспективный городок

В администрации Хвалынского района о сельской избушке не захотели говорить. Отдаленный район является родиной не только чудесного льва с человеческими глазами, но и известного единоросса Вячеслава Володина. За влияние на стратегическую территорию бьются внутрипартийные группировки, главы меняются раз в полгода. Не до картинок, в общем.

«Кому мы нужны со своей культурой», — вздыхает Валентина Бородина, директор музея Петрова-Водкина. Четверть века назад мемориальный дом художника был в таком же состоянии, как сейчас избушка в Поповке. Когда хвалынские музейщики решили его восстановить, их называли авантюристами («Новая» уже рассказывала эту историю).

Петров-Водкин подарил этот дом матери с первого большого заработка (за майоликовое полотно для фасада петербургского института Вредена). В советское время недвижимость перешла к новым хозяевам, денег на выкуп у горисполкома не было. В 1989 году дочь художника Елена Кузьминична написала Михаилу Горбачеву, жильцов отселили, но денег на ремонт не осталось.

Работали сами сотрудники музея и добровольцы — речной капитан, агроном, беженцы из Узбекистана. Нашли даже последнего в городе печника, 80-летнего деда Монахова. Реконструкция заняла пять лет.

Как говорит Валентина Бородина, в отличие от больших музеев, «мы предоставляем посетителям роскошь: научные сотрудники сами водят экскурсии, а это совершенно другая глубина материала». За год сюда приходят 6 тысяч человек (всего в Хвалынске 14 500 жителей).

Культурные учреждения на Волге зависят от теплоходов: «Каждый город борется за дневную стоянку и влезть в установленное расписание движение очень сложно. За прошлое лето турфирма из Самары привела к нам двенадцать теплоходов! Мы прямо молились на них. Но после катастрофы «Булгарии» пошел резкий спад».

В конце прошлого года в Хвалынске, как и в других малых городах, узнали о том, что Минэкономразвития считает их неперспективными. «Убывание городов небольшого размера — непреодолимая глобальная тенденция», — заявила глава ведомства Эльвира Набиуллина на Международном урбанистическом форуме, то есть тратить на них бюджетные деньги нецелесообразно. «Утром в автобусе едут старики и дети. Мужчин уже нет: перебрались на заработки в Москву или на Север. Уже не только в деревнях, в городе есть пустующие здания, — говорит Бородина. — Мы нерентабельны для России, маленькие города и маленькие музеи».

P.S.Работа музеев и частно-государственное партнерство в этой сфере неожиданно стали темой государственной важности. Во время визита в Саратов премьер Путин провел совещание с представителями музейной общественности. Открывая встречу, Владимир Владимирович удивился тому, что в Саратове находится Радищевский музей. Действительно, удивительно, что его построили не к приезду гостя, а в 1885 году. «Ходить в музей становится модным», — заявил премьер и пообещал, что до 2018 года финансирование музеев вырастет в четыре раза и превысит 67 миллиардов рублей, тем не менее отрасли требуется помощь благотворителей.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow