СюжетыСпорт

Мачо тоже плачут

Питерский СКА ушел со сцены бочком, опустив голову и избегая взглянуть на прощание в глаза зрителю. Так уходят после провала

Этот материал вышел в номере № 38 от 6 апреля 2012
Читать
Питерский СКА ушел со сцены бочком, опустив голову и избегая взглянуть на прощание в глаза зрителю.

Питерский СКА ушел со сцены бочком, опустив голову и избегая взглянуть на прощание в глаза зрителю. Так уходят после провала — а закончившаяся с сухим счетом финальная серия в Западной конференции и стала провалом для команды, которой заранее отдавали Кубок Гагарина и которая действительно имела все возможности его взять. Беда в том, что сами хоккеисты тоже в это поверили. «Сермяжное» (по сравнению со звездным СКА) московское «Динамо» очень внятно и не без изящества объяснило подопечным Милоша Ржиги, что такое командный дух, дисциплина и умение держать удар.

Сам чешский специалист всегда на том и стоял — что в «Спартаке», что в «Атланте». И бил Питер в плей-офф без высоких слов и лозунгов, потому что у его команд было отважное сердце. Какое сердце у нынешнего клуба Ржиги, мы понять не успели. Эта могучая команда в первом матче полтора периода размазывала по бортам «мелких» динамовцев, но начала сдуваться, как только почувствовала железную неуступчивую волю. Гол, который судьи не засчитали в овертайме (скорее всего, ошибочно — но перед этим судьи не увидели явного нарушения со стороны армейцев), поверг хозяев в ступор.

СКА со времени создания КХЛ — выставочный проект «Газпрома» со всеми вытекающими. Три года клуб возглавлял президент КХЛ и глава «Газпромэкспорта» Александр Медведев, обеспечивая СКА комфортнейшие условия и режим наибольшего благоприятствования (то, что формула проведения чемпионата и регламент менялись в интересах Питера, ни для кого не являлось секретом). СКА мог позволить себе все, кроме одного — он не мог «купить» Кубок Гагарина, потому что административного ресурса и без того хватало, а президенту КХЛ важно было оставаться вне подозрений. Но чем больше было преференций, тем тяжелее оказывались провалы, повторявшиеся с неумолимой последовательностью.

При новом президенте клуба в лице небезызвестного миллиардера Геннадия Тимченко, которому Александр Медведев уступил свое место, генеральная линия не изменилась. К этому моменту СКА забрал у конкурентов ведущих легионеров (Вайнхандль, Мортенссон, Торесен), заполучил лучшего иностранного тренера, избавился от звездных ветеранов, на которых раньше делал ставку. То есть с приходом генерального менеджера Алексея Касатонова и Милоша Ржиги проявился более профессиональный подход, что питерский клуб в ходе чемпионата и продемонстрировал.

Но тщеславие никуда не делось. И беспардонность тоже — яркого молодого форварда Владимира Тарасенко СКА в конце зимы увел уже после того, как с ним договорилось московское «Динамо»: и себя усилил, и ближайшего конкурента ослабил, метод известный. В плей-офф это все аукнулось.

Нет, Тарасенко не подвел. Его четвертое звено и обеспечивало результат. Если СКА побеждал, то обязательно крупно. Если проигрывал, то всего в одну шайбу и без опасения за исход серии. Пока на пути не оказался первый серьезный соперник, выбивший дух из фаворита с первого же удара. И весь питерский мачизм куда-то испарился.

Милош Ржига пытался что-то сделать, но теперь его эскапады скорее напоминали истерику. К четвертой встрече он и вовсе успокоился, заранее смирившись с поражением.

А «Динамо» росло на глазах. Команда не сильно изменилась с тех недавних времен, когда называлась ХК МВД и билась в финале с «Ак Барсом» — Олег Знарок и Харис Витолиньш суровым рабочим принципам не изменяют. Но теперь у них есть Михаил Анисин, мини-форвард с такими макси-возможностями, которых от него никто не ожидал. Сын великолепного нападающего Вячеслава Анисина в свои 24 года успел поиграть в нескольких клубах, был заметен, но не более. В подмосковном «Витязе» он тоже много забивал, но там ценилось не это.

Случившееся на наших глазах превращение хоккеиста полезного и интересного в лучшего бомбардира и лидера — одно из самых поразительных явлений нынешней хоккейной весны. Звание самого ценного игрока плей-офф у Михаила Анисина может отнять разве что 19-летний лидер «Трактора» Евгений Кузнецов. Но челябинцам трудно приходится в «восточном» финале с омским «Авангардом» еще и потому, что команда слишком сильно зависит от игры своего лидера.

А игра Анисина больше зависит от команды. Она его делает лидером — и Миша не подводит. Что он делал с питерскими гренадерами, надо было видеть. Олег Знарок сейчас беспокоится только об одном — чтобы Анисину не помешал переизбыток внимания.

СКА еще имеет шанс получить «бронзу» (если в финал выйдет «Трактор»), но даже первые в новейшей истории медали будут слабым утешением для клуба, чьи амбиции простирались гораздо выше.

Ну так не впервой падать. Теперь и с Ржигой.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow