КолонкаПолитика

Михаил Прохоров как символ «возможности»

За что и как голосовали высокоресурсные слои населения

Этот материал вышел в номере № 33 от 26 марта 2012
Читать
За что и как голосовали высокоресурсные слои населения

Ефим ГАЛИЦКИЙ*

Хотя сегодня урны и прозрачны, голосование — вещь анонимная. Зато общероссийские опросы ФОМа, проведенные за неделю и за две недели до президентских выборов (19 и 26 февраля), позволяют понять, за кого планировал проголосовать каждый из 6 тысяч респондентов.

Первое, что обнаружилось: неверна весьма распространенная в медиапространстве теория, что большинство богатых и успешных людей голосовали против Путина, а за действующую власть отдали голоса лишь бедные и сравнительно менее образованные граждане.

Текущие прогнозы, составленные на основе полученных нами и уже находящихся в открытом доступе данных (http://fom.ru/politika/10358), однозначно показывают иное. Если разделить планирующих участвовать в выборах на группы по объему ресурсов, которыми они располагают (а это и материальное благосостояние, и образование, и профессия, и место жительства, и владение современными практиками), то во всех группах за Владимира Путина собиралось голосовать большинство. Если точно, то от 51% избирателей — среди самых успешных слоев населения (по нашей классификации — «высокоресурсных работников», а они составляют 17% всего населения) и до 61 и 63% — среди самых обездоленных: «низкоресурсных работников» (20% населения) и «низкоресурсных пенсионеров» (17% населения).

Отчетливо прослеживается связь между ресурсным уровнем респондентов и их голосованием за Михаила Прохорова. Причем сказать, что все успешные люди голосуют за Прохорова, было бы неправильно. Как уже говорилось, большинство, казалось бы, «прохоровцев» планировали голосовать не за него, а за Путина.

И все же, сопоставляя упомянутые выше опросы с более ранними, можно заметить: среди самых высокоресурсных избирателей в период с 29 января по 26 февраля наблюдался взрывообразный рост (с 12 до 19%) готовности голосовать именно за «олигарха». При этом Прохоров отбирал голоса «высокоресурсных» не у плавно растущего в рейтинге Путина, а у всех остальных кандидатов, шансы которых привлечь голоса этой группы постепенно снижались.

Как наши респонденты проголосовали на самом деле — мы не знаем. Но намерения более чем очевидны. Хотя доля голосов за Путина в последние недели перед выборами планомерно росла во всех ресурсных группах, этот рост не превышал 2—3%. Рост же поддержки Прохорова среди самых богатых и успешных в это же время шел намного более высокими темпами. В итоге среди «высокоресурсных работников» «олигарх» прочно вышел на второе место.

Притом что на прошедших выборах все слои нашего общества более всего уповали на Путина как на «гаранта неповторения хаоса», многие из образованных, успешных и обращенных мыслью в будущее высказывали принципиально другой запрос.

Этот запрос выражается одним словом — «возможность». «Высокоресурсные работники» не только хотят, но и имеют шанс благодаря своим труду и способностям устраивать собственную жизнь так, как им хочется. Почти для каждого пятого из них выразителем этой идеи на выборах стал Прохоров. Впрочем, еще большая часть из этой группы ему не поверила. Возможно, потому, что они склонны не ждать помощи от кого бы то ни было, а полагаться только на себя в условиях хорошо освоенных ими нынешних правил игры.

Другой общественный полюс — это те, для кого на первом месте в жизни не возможность что-то самому сделать, а надежда на то, что поможет «папа» (семья, государство, Путин). Упрекать их в этом и безнравственно (с учетом всем известного общего прошлого), и бессмысленно. Такова социальная реальность: доля тех, кто живет надеждой, еще очень долгое время будет оставаться доминирующей.

Поэтому единственный для государства разумный выход — не сталкивать эти группы, а примирять их. Например, пенсионерам нужно объяснять, что им надо требовать от государства не столько прямой поддержки (она всё равно не будет соответствовать их вкладу в благополучие страны), сколько того, чтобы их дети и внуки могли достойно зарабатывать, а при желании — без проблем открыть свое дело. Борцам с олигархией из группы «низкоресурсных работников» нужно пояснить хотя бы на пальцах, что миллиардеры организуют производство, беря на себя ответственность, то есть являются работодателями, создающими миллионы вполне прилично оплачиваемых рабочих мест.

Впрочем, всё это уже для повестки следующих выборов.

*Автор — заведующий лабораторией Фонда «Общественное мнение» (ФОМ)

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow