СюжетыОбщество

Перетерпеть — значит, пропасть

Жертва провинциальных «мажоров», к ужасу украинской власти, местной и центральной, неожиданно превратилась в символ сопротивления насилию

Этот материал вышел в номере № 32 от 23 марта 2012
Читать
Оксана Макар, жертва провинциальных «мажоров», к ужасу украинской власти, местной и центральной, неожиданно превратилась в символ сопротивления насилию...

Если без эмоций, то все происходило спонтанно.

Изображение

Девушка зашла в бар отметить 8 марта. Познакомилась с тремя парнями. На квартире одного из них праздник продолжили. По очереди девушку насиловали, а последний стал еще и душить — чтоб не сдала в милицию, как угрожала. Тело завернули в одеяло, вынесли на соседнюю стройплощадку, бросили в яму с мусором, подожгли.

Утром (!) случайному прохожему стало жалко: похоже, в яме доходила покалеченная кошка. Заглянул… Светлые волосы и лицо огонь пощадил — на них кокона из тлеющего одеяла не хватило.

Позже, в центре термической травмы города Николаева, установят, что у 19-летней Оксаны Макар пострадало более 55 процентов поверхности тела. То есть обуглились бедра, поясница, стопы. Правую руку пришлось ампутировать. Еще позже диагностируют общее заражение крови, двустороннюю пневмонию, обожженные легкие, деформировавшиеся от жара суставы, сгоревшие мышцы ягодиц, травмы от жара кишечника и почек… Дальнейшие подробности опускаю.

Но Оксана, выведенная из медикаментозного сна, смогла не только рассказать следователю, что произошло, а и назвала своих мучителей. Их нашли, задержали, допросили. Двоих отпустили под подписку о невыезде: степень вины сына экс-главы районной администрации и сына бывшего прокурора по определению всегда меньше, нежели «беспородного» негодяя. Да и Оксана, с ходу согласившаяся пить-гулять ночью в чужом доме, не принадлежала к статусной категории горожан.

Что дальше? Справки от психиатров, деньги через адвокатов, советы матери от анонимов по телефону (она возит товар на рынки, с отцом Оксаны, сидящим в тюрьме, давно в разводе): «Не поднимай волну, иначе… А вообще, лучше бы воспитывала дочку!» Ну да, еще слезливое сострадание знакомых — полушепотом, случай-то стыдный, не машиной ведь Оксану сбили!

Эта история отличалась от похожих, с «мажорами» местного и столичного масштабов в главных ролях, только степенью скотства. Однако в привычном развитии событий возник сбой. Кто-то отчаянный или отчаявшийся увидеть законы в действии, презрел служебную этику — кстати, его разыскивают правоохранительные органы! — и выложил видео допросов задержанных в социальные сети. За несколько часов их фамилии и домашние адреса знало все интернет-сообщество Украины.

В интернете заработал «Сайт поддержки Оксаны Макар». Кровь для переливания, деньги, лекарства собирали с его помощью, митинги в Николаеве — тоже. Тем, кто пытался «примазаться» (например, активисты молодежного крыла Партии регионов сдуру рискнули напомнить о собственном существовании, установили рядом сцену), срочно требовалась защита милиции — хорошо, хоть не медицинская помощь. Мэру Владимиру Чайке не дали говорить, освистали.

На следующие сутки солидарный импульс протеста передался Киеву, Одессе и Харькову, за ними — Сумам и Львову. Ни о каких разрешениях на мирные собрания речь не шла. Правил игры более не существовало! Либо законы в Украине писаны для всех и неотвратимость наказания за преступления реальна, а помощь жертвам не избирательна, либо пеняйте на себя — так ставился вопрос перед властью. И власть в ужасе начала показывать, что она умеет делать для сохранения жизни. Не только своей… Потому что и «арабская весна» начиналась с мелочи, если смотреть с ее, власти, вершин.

Президент Виктор Янукович дал указание генеральному прокурору Виктору Пшонке обеспечить объективное и непредвзятое расследование — раз. Оксану спецрейсом доставили из Николаева в Донецкий ожоговый центр, лучшее в стране профильное учреждение, ее спасением занимаются не только отечественные, но и приглашенные швейцарские светила — два. Затраты по лечению взял на себя фонд Рината Ахметова, 39-го миллиардера в списке богатейших людей мира по версии Forbes, соратника и финансиста избирательных кампаний Януковича, который иногда появляется в Раде, поскольку депутат, — это три.

В последний раз такой альтруизм и сверхактивность в отношении одной-единственной «простой» судьбы руководство страны демонстрировало в «оранжевом» 2005 году. Тогда пятилетняя Настя Овчар вынесла из пожара младшую сестру, но погибала сама, получив ожоги 80 процентов тела. И погибла бы, как многие, безвестные, бедные, — но к счастью Насти, ей посвятили телевизионный сюжет. Простите мне циничное подозрение: малышка из села в Харьковской области вырастала в глазах мира до образа новой, демократической Украины, для которой героизм и жертвенность — в порядке вещей. Это нельзя было не понять и не использовать. Параллельно, слава богу, и дитя выиграло жизнь.

На самом деле Оксану спасают жертвы насилия в самом широком смысле слова. Только теперь граждане не просят и не ищут справедливости, а точно знают, где эта штука спрятана и как ее оттуда достать.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow