КолонкаПолитика

План по тоннокилометражу

Этот материал вышел в номере № 30 от 19 марта 2012
Читать

Были, помнится, времена, когда смыслом существования советской державы стало стремление «догнать и перегнать Америку» или на худой конец показать ей кузькину мать. Из этого стремления, как мы теперь уже знаем, так ничего и не вышло. Производительность труда оставалась у нас на пещерном уровне, зерно мы импортировали из той же Америки, а качество нашей промышленной продукции приводило в ужас самих производителей.

Но был в Советском Союзе один показатель, по которому мы Америку не просто опережали, а, можно сказать, в грязь втаптывали. Назывался этот показатель «тоннокилометраж». Если кто не помнит: заключался этот показатель в систематическом наращивании количества груза, перевозимого на всё более дальние расстояния. Поскольку же в силу упомянутых выше отдельных недостатков советской экономики с наращиванием количества груза дело шло крайне туго, а план по росту тоннокилометража нужно было выполнять и перевыполнять, был найден остроумный выход из положения: скажем, донбасский уголь везли по железной дороге в Сибирь, а дальневосточный уголь — на Урал.

Встав с колен, постсоветская Россия тут же стала вновь демонстрировать Америке кузькину мать. Тем более что цены на нерукотворную нефть взлетели дальше некуда. Но тут быстро обнаружилось, что если жить и действовать по общепринятым в мире правилам, то американцев, не говоря уже обо всем Западе, обскакать никак не получится. И при этом — что самое обидное — они нас все время жить учат: и коррупция у нас чудовищная, и правосудие басманное, и выборы с «каруселями», и партии бутафорские, и инвестиционный климат как в зоне вечной мерзлоты — словом, клевещут без зазрения совести, и все для того, чтобы самобытного величия России не признавать.

Вот тут-то нам опыт с тоннокилометражом и пригодился.

Например, взглянул недавно наш избранный президент на международные рейтинги стран с благоприятным деловым климатом, а там Россия фигурирует где-то на 120-м месте. А по уровню коррупции аж на 143-м месте рядом с Угандой и Нигерией. «Это непорядок, — сказал избранный президент. — Необходимо в ближайшее время переместить Россию со 120-го места на 20-е в списке стран с благоприятным деловым климатом». Видимо, любит Владимир Владимирович круглые цифры.

Нет, разумеется, само по себе намерение создать в России деловой климат, достойный цивилизованной страны, весьма и весьма похвально. Однако любой здравомыслящий человек, искренне желающий такого улучшения, скажет, что его реализация потребует многолетних титанических усилий, которые, по сути, должны будут радикально изменить образ жизни российской бюрократической элиты и российского государства в целом.

Скажите честно: оно нам нужно под западную дудку плясать?

Тем не менее нет ни малейших сомнений, что поручение избранного президента будет выполнено и что очень скоро Россия поднимется в рейтинге стран с благоприятным деловым климатом именно на 20-е место. И сделано это будет нашим безотказным тоннокилометражным методом.

Дело в том, что глава президентской администрации Сергей Иванов, поведавший журналистам об этом эпохальном поручении Владимира Путина, сразу уточнил, что не доверяет западным рейтингам инвестиционной привлекательности России, как и рейтингам коррупции в нашей стране. «Нам надо, — сказал он, — создавать свой рейтинг».

Вот, собственно, и весь фокус.

Отныне мы все можем быть твердо уверенными в том, что максимум через год в России появится свой собственный рейтинг стран с благоприятным деловым климатом, в котором наша страна будет занимать, как то и было предписано, 20-е место. Конечно, у авторов отечественного рейтинга может возникнуть вполне понятный соблазн поставить в этом списке Соединенные Штаты куда-нибудь между Зимбабве и Южным Суданом. Но, зная чувство меры, присущее российским политикам и их присным, могу ручаться, что ниже 25-го места они американцев не опустят.

А что касается коррупции, то, по мнению Сергея Иванова, надо просто отучать чиновников принимать подарки во время командировок по стране.

Но не сразу, а потихоньку.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow