КолонкаПолитика

Пытки в Казани показали, что реформу МВД надо начинать заново

Этот материал вышел в номере № 30 от 19 марта 2012
Читать
Изображение

Одновременно в Татарстане развернута кампания «Руки прочь от Сафарова». Провластные СМИ объясняют публикации и репортажи на федеральных каналах «заказом на Сафарова» с целью его отстранения от должности.

Напоминаю, что генерал Сафаров прошел переаттестацию одним из последних в МВД. При этом Сафаров возглавляет республиканское МВД с июня 1998 года. Хотя в положении о переаттестации был закреплен запрет на занятие одних и тех же руководящих должностей более десяти лет.

Стараются не вспоминать, что трагедия в ОП «Дальний» — далеко не первая смерть в изоляторах временного содержания. Причем за эти смерти никто не ответил.

Так, к примеру, было без результатов закрыто дело о смерти Вакиля Аитова, скончавшегося в камере Алькеевского РОВД. Хотя в этом случае следствие и установило, что Аитова безжалостно били, добиваясь «явки с повинной» о краже телефона. Но установить, кто конкретно пытал Аитова, так и не удалось.

Никто не ответил и за смерть студента академии госслужбы Рената Фалахеева, погибшего от потери крови в отделении милиции «Азино-2» 28 декабря 2008 года. По версии следствия, Ренат покончил жизнь самоубийством, вскрыв себе вены. Казанский правозащитный центр уже четвертый год пытается доказать, что Фалахеев погиб в результате пыток. Но ведомство генерала Сафарова держит оборону, предприняв меры, чтобы «замести следы». Еще до приезда экспертов сотрудники отделения милиции уничтожили все следы преступления, «пропала» запись с камеры видеонаблюдения. Эксперты сделали заключение, что, кроме пореза руки, на теле умершего ран нет, но на фотографиях трупа хорошо видны раны в области паха и ягодиц. Верхом милицейского цинизма стало появление в деле доказательства суицида в виде пачки лезвий. Второпях забыли распечатать пачку, которая так и лежит среди вещдоков в заводской упаковке.

Камера в ОП «Дальний», в которой содержался погибший Назаров, была оборудована «видеоглазком». Только никто не спешит предъявить обществу запись с этой камеры видеонаблюдения. «Затерлась», «потерялась» или и вовсе «не записалась»? Это уже традиция.

В ноябре прошлого года я писал о том, как в здании УВД Казани избили предпринимателя Фердинанда Ганеева. Произошло это прямо в коридоре управления, под камерой видеонаблюдения. Фердинанд обратился с заявлениями в прокуратуру, управление собственной безопасности и СКР. Заявления направили в УВД Казани. А там дело спустили на тормозах. Прежде всего потому, что запись с камеры видеонаблюдения традиционно исчезла.

Не понимаю, почему на оснащение отделений и управлений полиции видеокамерами потрачены огромные бюджетные средства, а просмотр с них недоступен для вышестоящих подразделений. Сделать это несложно. Подозреваю, что полицейские с психическими патологиями смогут скрыть свои «подвиги» и от видеокамер. Но очевидно, что истязаний станет хотя бы меньше.

Предлагаю министру Рашиду Нургалиеву конкретное и незатратное управленческое решение, которое способно резко минимизировать количество должностных преступлений полицейских. Нужно вывести региональные управления собственной безопасности из двойного подчинения — руководителю регионального главка и департаменту собственной безопасности МВД России. И установить ускоренную кадровую ротацию, то есть перевод из одного региона в другой, чтобы в регионах не успевали подобрать к сотрудникам УСБ «ключики». По нормативным документам, главная задача УСБ — выявление оборотней в своих рядах, но на деле занимаются они в основном выполнением «личных поручений» руководителя главка. По себе знаю. Оперативным сопровождением моего смехотворного уголовного дела по ст. 282 УК РФ за разжигание социальной розни в отношении «социальной группы» «представители региональной власти» занималось именно УСБ МВД Татарстана. Чуть ли не всем составом. Проводили обыск в моей квартире, выезжали в командировки…

Именно офицеры УСБ сегодня, как правило, «заметают следы» резонансных преступлений и проступков полицейских. Потому что «оборотни в погонах» — факультативная задача. А приоритетная — репутация руководителя главка, ретуширование пятен на его мундире. Если вывести региональные УСБ из двойного подчинения, ситуация, не сомневаюсь, изменится быстро. Пытки в полицейских застенках если и не искоренятся, то резко сократятся. Это будет реальный шаг реформы ведомства.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow