В минувший четверг, 8 марта, сотрудниками НЦБ Интерпола при МВД РФ и ФСИН РФ был экстрадирован из Мадрида в Москву Дмитрий Белкин, известный в криминальном мире как один из лидеров ОПГ «Ореховские» по кличке Белок.
«Бригада»
В 2002 году на экраны вышел телесериал «Бригада». В основу сценария была положена история ореховской ОПГ. И прототипом главного героя Саши Белого стал ее лидер — Сергей Тимофеев по кличке Сильвестр. Когда в 1994 году Сильвестра убили, взорвав в центре Москвы его автомобиль, банду возглавил Сергей Буторин по кличке Ося, а его правой рукой как раз и стал одинцовский криминальный авторитет Дмитрий Белкин.
Мне в руки попал доклад, подготовленный Межрегиональным РУОПом Московской области еще в 1998 году. В нем — развернутая справка по всем преступным группировкам, в том числе Одинцовского района, их связям в правоохранительных и властных структурах, в докладе скрупулезно описаны места «стрелок», установочные данные лидеров и «пехоты» ОПГ. Уже тогда, в 1998 году, силовики констатировали: «Влияние преступных группировок на экономику района весьма высоко. Практически все созданные на основе частной собственности предприятия находятся под контролем преступных групп. Необходимость отчисления средств преступным сообществам инициирует налоговые правонарушения и преступления, совершаемые путем создания неучтенной денежной наличности».
«Экономическая составляющая» деятельности ореховской ОПГ и лично Дмитрия Белкина снова напомнила о себе спустя много лет — в ходе расследования покушения на известного одинцовского предпринимателя, депутата райсовета Сергея Журбу. Да, банда и прекратила свое существование еще в конце 90-х, после массовых арестов членов ОПГ и обвинительного приговора (19 мая 2004 года) Мосгорсуда. Однако Дмитрию Белкину удалось скрыться. С 1998 года он в международном розыске, а арестовали его 30 апреля прошлого года. И вот теперь выясняется, что все годы, пока Белкин скрывался, его финансировал потерпевший Журба.
Засада
14 июля 2010 года Сергей Журба возвращался из Одинцово домой, в деревню Акулово. За рулем Range Rover сидел 38-летний Алексей Захаров, рядом с ним — телохранитель, 24-летний Алимхан Халилов. Журба расположился на заднем сиденье.
В 22.40, едва Range Rover свернул с Можайского шоссе, иномарка попала в засаду. Позже следователи обнаружили 97 гильз калибров 5,45 и 7,62 и пришли к выводу, что нападавших было как минимум двое и стреляли они из двух видов оружия. Гильзы калибра 7,62 — от традиционного автомата АК-76. А вот гильзы калибра 5,45 мог оставить после себя и модернизированный «калаш», и немецкая винтовка SSG-82, и российский карабин СОК-98 «Вепрь-5,45», и даже американский карабин Smith&Wesson Model M&P15R.
В результате обстрела Халилов был убит, а Журба и Захаров — ранены. Позже милиция обнаружили еще один труп — сторожа расположенной рядом металлобазы, убитого, как писали СМИ, или срикошетившей пулей, или киллерами, ликвидировавшими случайного свидетеля.
Согласно официальной версии, Захаров, истекавший кровью, якобы успел подумать, что киллеры попытаются добить свои жертвы, и позвонил в службу безопасности ООО «Одинцовское подворье», сотрудники которой первыми приехали к месту преступления и, не дожидаясь ни «скорой», ни милиции, отвезли раненых в военный госпиталь.
Уголовное дело № 32101 возбудили на следующий день, 15 июля, — по ч. 1 ст. 105 УК (убийство), ч. 3 ст. 30, п.п. «а», «ж», ч. 2 ст. 105 (покушение на убийство) и ст. 222 (незаконный оборот оружия). Следствие сразу ухватилось за версию, что покушение на Журбу связано с его профессиональной деятельностью директора и совладельца «Одинцовского подворья».
И сразу же — 15 июля, около пяти вечера, — полтора десятка силовиков нагрянули домой к Владимиру Алтухову — тоже известному в районе человеку, тоже депутату райсовета, более двадцати лет возглавляющему Одинцовское ДРСУ. Но силовики приехали к нему поговорить не о строительстве и ремонте дорог, а предъявили ордер на обыск.
Подозреваемые
Алтухов стал первым подозреваемым в организации покушения. По всей видимости, следователи допросили раненого Журбу, и тот указал, что подозревает именно своего делового партнера, потому как за полгода до стрельбы в деревне Акулово, 4 декабря 2009 года, произошло событие, положившее начало серьезному «конфликту интересов».
Справка «Новой»:
ООО «Одинцовское подворье» было создано в 2001 году после внесения изменений в учредительные документы ООО «Одинцовский продовольственный рынок», работающего с 1995 года. Учредителями ООО на момент перерегистрации были комитет по управлению имуществом Одинцовского района, которому принадлежало 69% предприятия, Одинцовское ДРСУ — 18% и ООО «Пионер» —13%.
Практически с момента создания Журба возглавлял службу безопасности предприятия, а в 2001-м стал генеральным директором.
К 2009 году доля комитета по управлению имуществом в уставном фонде предприятия уменьшилась до 29,7%, доля ДРСУ увеличилась до 21, 4%, а 48,8% достались фирме «ФинЭкс», которой переуступило свою долю ООО «Пионер».
4 декабря 2009 года Журба провел собрание учредителей ООО «Одинцовское подворье», которое, в отсутствие представителей ДРСУ, обделило этого учредителя, распределив «между своими» 29,7% уставного капитала — долю районного комитета по управлению имуществом, решившего отойти от дела.
Начались судебные тяжбы, которые, по версии следствия, и могли стать мотивом организации покушения на Журбу. Версия — какая-то натянутая. Очень глупо нанимать киллеров, если конфликт публичен, а спор решается в залах судебных заседаний и непосредственный участник конфликта неизбежно будет первым, на кого падет подозрение.
В итоге версия причастности Алтухова к покушению на Журбу развалилась. Но выбраться из-под пресса силовиков Алтухову не удается до сих пор. За год в ДРСУ произведено восемь обысков, каждый из которых заканчивался выемкой финансово-хозяйственных документов. Фактически именно по причине невозможности представить в суд оригиналы этих документов ДРСУ и было выведено из состава учредителей ООО «Одинцовское подворье». Но даже после этого прессинг не ослаб. Сейчас Алтухова хотят отправить за решетку уже за неуплату налогов в особо крупном размере. И это уголовное дело больше похоже на попытку закамуфлировать чрезмерное рвение в деле о покушении, рвение, оказавшееся как нельзя кстати в захвате доли ДРСУ в уставном капитале ООО «Одинцовское подворье». Чтобы можно было объяснить, что не напрасно подозревали человека и влезли в «конфликт хозяйствующих субъектов», потому как Алтухов хоть и не убийца, но все равно - преступник.
Вторым подозреваемым в организации покушения на Журбу оказался Дмитрий Сергеев — в то время директор ООО «Поддержка», прямого конкурента «Подворья», и Журба как руководитель более крупного рынка не один год прилагал усилия, чтобы «проглотить» рядом расположенный бизнес. Правда, от самого Сергеева одинцовские сыщики отстали быстро — версия ничем объективным не подтверждалась. Да и вспомнили, наверное, что Дмитрий лично знаком и с Путиным, и с руководителями российских силовых структур, хотя последний раз и видел их еще 13 ноября 2006 года, на похоронах своего отца — маршала Игоря Сергеева, бывшего министра обороны России.
Оставив в покое лично Сергеева, сыщики не перестали «кошмарить» «Поддержку». Обыски и выемки на предприятии проводили регулярно. Дошло до абсурда. Когда предприятие обратилось к следователю с просьбой дать возможность сделать копии с финансово–хозяйственных документов, изъятых операми, и вернуть контрольно-кассовый аппарат, следователь Саломатов вынес постановление: кассовый аппарат не возвращать, делать копии не разрешать, потому что у него лежит рапорт оперативников, «согласно которому предоставление какой-либо информации и копий данной информации, изъятой в ходе обыска в ООО «Поддержка», может принести ущерб проверке данной информации».
Взяли «в разработку» и финансового директора предприятия Валерия Варешкина. Когда стало очевидно, что версия причастности Варешкина к покушению на Журбу тоже не находит подтверждения, появилось другое уголовное дело. О вымогательстве. Сергей Журба вдруг вспомнил, что с января по октябрь 2009 года Варешкин якобы ежемесячно угрожал ему, вымогая 80 тысяч долларов. Не для себя. А как раз для беглого лидера «ореховских» Дмитрия Белкина. И Журба, согласно его заявлению, за десять месяцев был вынужден передать Варешкину 16 444 000 рублей.
Задержали Варешкина уже на следующий день после возбуждения уголовного дела, 30 марта прошлого года. Три дня продержав в камере, повезли в Одинцовский горсуд, но судья не выдал санкции на арест. Выйдя на свободу, Варешкин сел в электричку, доехал до Смоленска, оттуда — на перекладных до Бреста, а там — за Бугом — уже Европа.
Варешкин
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68
С Варешкиным я встретился в Германии. Признаюсь, летел туда, чтобы подготовить материал о том, каково это — жить на чужбине, пугаясь каждого шороха, по фальшивому паспорту, скрываясь от людей, прожигая наворованное в России. Но оказалось, что в Германии Варешкин ни от кого особо не прячется, паспорт у него свой, российский, пластическую операцию не делал, живет скромно, работает конюхом.
В свое время Варешкин, прослужив полтора десятка лет мичманом на подводном флоте и уволившись в запас, возглавил конноспортивный клуб «Одинцово». Более десяти лет он тренировал и Сергея Журбу, выигравшего, во многом благодаря усилиям тренера, не одно соревнование. Вместе с Журбой Варешкин объездил всю Европу — покупая лошадей и участвуя в соревнованиях.
Лошадей Журбы он вспоминал восторженно:
— Держал он их в разных местах, в том числе и на конюшне у Лужкова, недалеко от Рублевки. Очень интересная конюшня. Богатая. Такого не видел даже в Европе… Манеж сделан полностью из дерева. Для меня до сих пор загадка, как технически смогли сделать огромный деревянный манеж и при этом без дополнительных опор. В любую жару там было прохладно и комфортно ездить. Вокруг манежа гектаров двадцать земли.
В Европе конный спорт стал для Варешкина профессией. Он даже выезжает из Германии консультировать богатых конников. Да что там — Европа, находясь в международном розыске, Варешкин уже несколько раз летал в Арабские Эмираты, тренировать одного из шейхов. Именно этот шейх и оплатил услуги берлинского адвоката Йоханеса Энгельмана, который атакует правоохранительные органы России жалобами, заявлениями, ходатайствами, добиваясь беспристрастного и справедливого рассмотрения «дела Варешкина». А наши силовики не придумали ничего умнее, как вообще не отвечать на эти жалобы, заявления, запросы. И причину придумали: в смете расходов полиции не предусмотрены деньги на пересылку корреспонденции за пределы России.
Легко ли стать вымогателем
Уголовное дело о вымогательстве 16 444 000 рублей было возбуждено 29 марта 2011 года. А Журба на допросах продолжал вспоминать. И вспомнил, что деньги у него вымогали не только в 2009 году, но и раньше — начиная с 2002-го. Сумма, которую Журба, по его утверждению, передал Варешкину «для Белкина», выросла до 124 113 600 рублей.
И никого не смутило, что в приговоре, вынесенном Мосгорсудом по ореховской ОПГ, не было ни единого слова о Варешкине, хотя механизм передачи денег Дмитрию Белкину был расписан очень подробно, согласно показаниям самого Журбы, проходившего по делу свидетелем. Журба в суде утверждал, что он руководит Одинцовским продовольственным рынком с 1994 года. Что тогда же, в 94-м, он начал платить за крышу бандитам по кличке Агафон и Америка. Именно Америка в 1994-м познакомил Журбу с Белкиным. С 94-го по 99-й год непосредственно бандитам Журба не платил, «а просто разрешил людям «Америки» и «Белка» собирать деньги с продавцов товара на Одинцовском рынке» <…>. Поскольку регулярные «обходы» дестабилизировали работу рынка, он, Журба, договорился с Белкиным о том, что лично будет выплачивать Белкину по 600 000 рублей наличными посыльным Белкина для передачи ему. Перед каждой передачей денег ему звонил Белкин и называл номер автомашины, которая приедет за деньгами» (цитата — из приговора).
А через шесть лет, во время очной ставки с Варешкиным, Журба вдруг вспомнил, что его персональный тренер регулярно «угрожал физической расправой» и с 2002 года забирал деньги для передачи Белкину. Получается, что в 2004 году, между судебными заседаниями над «ореховскими», Журба фактически продолжал финансировать лидера банды Дмитрия Белкина, и ни слова не сказал об этом суду?
Странно и то, что ежемесячно, якобы угрожая физической расправой, Варешкин продолжал тренировать Журбу. Более того, Журба доверил Варешкину и своих сыновей, которые тоже приобщились к конному спорту.
У следствия не возник вопрос и о происхождении 124 113 600 рублей. Если за семь лет Белкину было передано более четырех миллионов долларов, откуда эти деньги? Личные доходы Журбы, обнародованные в его декларации, когда он баллотировался в депутаты, не составили и десятой части суммы, «переданной» Белкину. Значит, деньги выведены из ООО «Одинцовское подворье» и скрыты от государства? Эти вопросы — основание для серьезной проверки финансово-хозяйственной деятельности «Одинцовского подворья».
Но проверять начали конкурента — ООО «Поддержка». Потому что в уголовном деле появился рапорт оперуполномоченного майора милиции Рожкова, который написал: «…в ходе ОРМ была получена оперативная информация, что денежные средства, полученные Белкиным от Журбы путем вымогательства, были вложены в деятельность и развитие ООО «Поддержка»… Впоследствии данные денежные средства были обналичены посредством нескольких взаимосвязанных сделок с различными организациями». Получается, по версии опера Рожкова, что Варешкин забирал у Журбы наличные деньги (без расписок, без кассовых чеков), относил их в бухгалтерию «Поддержки», каким-то образом проводил по кассе, а потом придумывал и реализовывал схемы для обналичивания и передачи Белку.
В Германии я спросил Варешкина, почему ему предъявили такой хитроумный маршрут перемещения денег от Журбы к Белкину? Нельзя было проще написать, что деньги сразу отвозились Белкину?
— Журбу интересует наше предприятие, которое он уже давно хочет прибрать к рукам. А для этого ему надо доказать, что «Поддержка» развивалась на его деньги, — полагает Варешкин.
Следствие не обратило внимания и на то, что 48,8% ООО «Одинцовское подворье» на момент покушения на Журбу принадлежали фирме «ФинЭкс», половина которой была собственностью предпринимателя-депутата, а вторая половина — жены и матери Дмитрия Белкина. Причем с 2001-го, когда Журба официально возглавил предприятие, а Белкин скрывался за пределами России, доля «ФинЭкса» только росла. Да и сам Журба не раз говорил, что у него с Белкиным был совместный бизнес.
— Журба и Белкин были партнерами, — утверждал Варешкин во время нашей встречи, — даже в своих заявлениях Журба сам писал, что он постоянно доказывал Белкину, что бизнес надо вести совершенно по-другому. О чем это говорит? Прежде всего о том, что у Журбы была устойчивая связь с Белкиным.
Инсценировка?
Высокопоставленный офицер МВД на условиях анонимности согласился «просветить» меня, почему расследование покушения на Журбу фактически зашло в тупик:
— Это же Одинцовский район — район аномальный. Можно сказать, самый элитный в Подмосковье. Там невозможно заниматься серьезным бизнесом, не имея хороших связей в государственных и силовых структурах. У Журбы есть серьезные покровители. И никто не даст добро на то, чтобы «пощупать» самого Журбу.
— Что значит «самого Журбу»?
— Покушение на него очень похоже на инсценировку. И надо бы допросить Журбу с применением полиграфа…
— Инсценировка? — удивился я. — С двумя трупами?
— А кто бы поверил в покушение, если бы машину изрешетили и при этом никто серьезно не пострадал? Вот, возможно, Журба и «слил» своего охранника. А сторож металлобазы оказался случайным свидетелем, и его пришлось «зачистить». Согласись, если у киллеров нашлось время, чтобы «заткнуть» свидетеля, но не нашлось времени на контрольные выстрелы, это вызывает массу вопросов.
Я согласился. И переадресовал эти и другие вопросы Сергею Журбе. Но отвечать он не стал. Хотя и не отказался встретиться со мной. Перед тем как попасть к нему в кабинет, мне пришлось оставить в приемной не только телефон и диктофон, но даже ручку с блокнотом. И пройти процедуру тщательнейшего досмотра, которую провели сотрудники службы безопасности предпринимателя (к слову, с момента покушения Журбу охраняет не только собственная охрана, но и сотрудники милиции).
О встрече с Журбой писать не собирался. Хотя бы потому, что у меня не было никаких доказательств этой встречи. Но выручил сам Журба, написав заявление в Одинцовское РОВД, что к нему приходил какой-то мужчина, «представившийся Муртазиным» и заявивший, что «знает место нахождения Варешкина»… Вообще-то о Варешкине я упомянул только в вопросе, тем не менее меня уже допросили в качестве свидетеля и грозятся устроить в редакции маски-шоу, чтобы изъять диктофонную запись разговора с Варешкиным.
Между тем Варешкин тоже предполагает, что покушение на Журбу было инсценировкой. А еще он вспомнил:
— У него всегда было два охранника. Один парень из России, второй из Дагестана. Они всегда сопровождали шефа на тренировках, но потом, где-то за месяц до покушения, остался только один охранник, из Дагестана.
***
Все эти обстоятельства и факты, о которых я узнал, проводя журналистское расследование, видимо, должны проверить компетентные органы. Ни в коем случае не хочу подменять их. Возможно, как раз экстрадиция Дмитрия Белкина поможет пролить свет и на тайны финансирования лидера ОПГ «Ореховские» и таинственного покушения на Сергея Журбу.
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68