СюжетыОбщество

Брань вокруг Бранли

Парижские власти сопротивляются строительству амбициозного «духовного центра» Московской патриархии в центре Парижа. Его экстравагантный облик разрушит архитектурное единство французской столицы.

Этот материал вышел в номере № 26-27 от 12 марта 2012
Читать
Парижские власти сопротивляются строительству амбициозного «духовного центра» Московской патриархии в центре Парижа. Его экстравагантный облик разрушит архитектурное единство французской столицы.

«Новая» не раз писала о спорах и страстях, которые кипят вокруг строительства в центре Парижа нового зарубежного центра Московской патриархии, включающего храм, звонницу, административные и учебные корпуса. 3 февраля прошлого года, предприняв некоторые дипломатические и финансовые усилия, РФ выиграла конкурса на застройку освободившегося в центре Парижа, на набережной Бранли, земельного участка. Тогда же управление делами президента РФ взяло на себя основные обязательства по строительству центра, несмотря на то, что пользоваться им будет не государство, а Московская патриархия. Участок находится в самом сердце Парижа – на территории, включенной ЮНЕСКО в список Всемирного культурного наследия. Из-за этого и возникли сложности.

Амбициозность замысла обусловила и амбициозность форм его реализации. На конкурсе проектов победила совместная разработка российской компании «Arch group» (архитекторы Михаил Крымов и Алексей Горяинов) и французского бюро Sade Sarl, возглавляемого Мануилом Нуньес-Яновским – выходцем из Одессы. Подрядчиком строительства стала французская компания «Буиг», а заказчиком – управление делами президента РФ, которое, впрочем, всегда подчеркивало, что не откажется и от пожертвований частных лиц на такое «святое дело» (сведений о таких пожертвованиях пока не поступало). На январь нынешнего года было намечено начало строительства, но сроки оказались сорваны.

Сложности с проектом начались сразу после победы на конкурсе– сначала Мануил Нуньес-Яновский нашел способ отстранить от дорогостоящего проекта своих российских коллег. Парадокс в том, что они сами, как выяснилось, на свою голову, пригласили его как обладателя европейской лицензии, необходимой для участия в конкурсе. После этого в течение года под покровом секретности французский архитектор вносил изменения в победившую на конкурсе концепцию. А теперь, после подачи документов парижская мэрия воспрепятствовала плановому началу строительства. Мэр города Бертран Деланоэ заявил, что предложенный проект является «показухой», которой, увы, так славятся новые русские на Западе. А от имени русской эмиграции выступил представитель известного рода Даниил Струве, который сказал, что испытывает стыд за «распальцовку» своих постсоветских соотечественников.(Ради справедливости отметим, что князь Голицын, входивший в состав жюри конкурса, голосовал за первоначальный проект). Но управделами президента РФ не хочет идти на попятную. Как заявил журналистам его пресс-секретарь Виктор Хреков, «решение принимает префектура Парижа, которая не подчиняется мэрии. Участок земли принадлежит нам. На нем надо что-то строить. Слово за префектурой».

ПРЯМАЯ РЕЧЬ.

«Новая газета» попросила прокомментировать сложившуюся ситуацию архитекторов «Arch group» Михаила КРЫМОВА и Алексей ГОРЯИНОВА.

Мы считаем, что тот проект, который сейчас выполнен архитектором Нуньесом-Яновским, не соответствует основным идеям нашей концепции и утратил ее основные качества. Поэтому мы солидарны с мэром Парижа г-ном Деланоэ в том, что в таком виде строить здание нельзя.

К сожалению, от проектирования мы были отстранены. Приглашенный нами в конкурс Мануэль Нуньес-Яновский нарушил соглашения и после победы нашей общей концепции в конкурсе решил вести проектирование без нас.

А ведь проект по своему смыслу очень непростой и его нужно было сильно дорабатывать, чтобы добиться максимального соответствия месту, функции и тому моменту, в котором мы находимся. И конечно, эта доработка могла бы быть плодотворной только с участием авторов. В итоге архитектура комплекса была упрощена, пропорции нарушены, основные идеи потеряли свое выражение. Это теперь совсем другой проект, который только на словах соответствует победившей в конкурсе концепции.

Мы считаем, что значение проекта, учитывая уникальное место и его культурную функцию, чрезвычайно велико. Важно то, насколько уважительно будет отношение российской стороны к культуре Франции. Поэтому подход к работе на всех этапах обязан быть предельно серьезным и адекватным. Словосочетание «хорошая современная архитектура», которое часто не находит понимания среди российских чиновников, должно занять главенствующее положение. Нам бы хотелось, чтобы здание русского культурного центра было принято мировой общественностью.

Возможно, следует переосмыслить задачу и провести новый конкурс, но на этот раз широко осветить его проведение среди российских архитекторов. России нужно менять имидж страны, где уважают только силу и деньги, и данный проект - это хороший повод для таких изменений. Пока же все идет по более привычному сценарию.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow