СюжетыПолитика

Для Сирии больше нет простых вариантов

Но кризис все еще можно разрешить дипломатическим путем

Этот материал вышел в номере № 24 от 5 марта 2012
Читать
Но кризис все еще можно разрешить дипломатическим путем

Кэрролл БОГГЕРТ, заместитель генерального директора Human Rights Watch — специально для «Новой»

Более 7000 человек уже погибли в Сирии, и политическое насилие уносит десятки жизней ежедневно. Интенсивная бомбардировка Хомса правительственными войсками вызвала возмущение в международном сообществе. Местные журналисты сообщают Human Rights Watch, что насчитали 3000 артиллерийских ударов по району Баб-Амро города Хомса за один день — с частотой 24 снаряда за семь минут. Cирийская армия взяла Хомс и с большой вероятностью начнет жестокие бомбежки других городов, в которых укрепилась оппозиция.

Мало кто ожидает, что недавний референдум по новой конституции послужит залогом каких-либо серьезных политических изменений или успокоит оппозицию, участники которой все чаще прибегают к вооруженному сопротивлению. Ситуация в Сирии, со всей очевидностью, находится на грани гражданской войны.

Премьер-министр Владимир Путин в своей последней предвыборной статье однозначно заявил, что цель политики России в отношении Сирии заключается в именно том, чтобы «не допустить возникновения полномасштабной гражданской войны». При этом Россия, к сожалению, заблокировала возможность дипломатических переговоров через Организацию Объединенных Наций, а гражданское противостояние в Сирии становится все более ожесточенным.

Использование Россией права вето в Совете Безопасности ООН 4 февраля было дружно поддержано прокремлевскими комментаторами в России и сторонниками Асада в Сирии. Но в других кругах это решение вызвало бурю споров. Органы ООН и международные организации, такие как Human Rights Watch, располагают документальными подтверждениями преступлений против человечности, совершенными силами Асада.

Вооруженные группировки, выступающие против Асада, продолжают все более яростно атаковать правительственные войска. Известны случаи казней сторонников правительства. В то же время оппозиция не является однородной. Нападения, совершенные ее отдельными участниками, не могут быть приравнены к прицельной стрельбе по безоружным гражданским лицам, которую осуществляют верные правительству снайперы, или с бомбардировкой «вдовьих подвалов» в пострадавших районах Хомса.

Кремль пытается представить наложенное им вето как составную часть усилия по предотвращению гражданского конфликта. По утверждению Путина, «мы (Россия) выступаем против принятия резолюции Совета Безопасности ООН, которая может быть истолкована как сигнал для вооруженного вмешательства во внутренние дела Сирии». Но в свете текущих событий блокада Россией этой резолюции дает эффект, прямо противоположный заявленным целям.

Разочарованная провалом дипломатических усилий в ООН, группа «Друзей Сирии» занимается выработкой альтернативных планов. Саудовская Аравия и Катар поставляют оружие оппозиции. За аналогичные действия выступают «ястребы» в сенате США, такие как Джон Маккейн. Конфликт становится все более милитаризованным.

Human Rights Watch считает, что ненасильственные методы еще не исчерпали себя и не должны быть отброшены. В этой связи особенно важно, чтобы Россия использовала свое дипломатическое влияние в Совете Безопасности ООН для обеспечения доступа гуманитарной помощи в осажденные города. В Хомсе гражданское население было несколько недель отрезано от еды, пресной воды, медикаментов и даже электричества. Раненые не эвакуировались.

На данном этапе для Сирии нет простых вариантов. Политикам на Западе и в Кремле пора это осознать и начать поиск решения, которое вызвало бы позитивный резонанс и нашло поддержку в арабском мире.

Предложение Лиги арабских государств по политическому урегулированию ситуации в Сирии по-прежнему открыто для обсуждения. Оно предполагает, что Башар Асад уходит в отставку, уполномочив вице-президента начать мирные переговоры с оппозицией для формирования правительства национального единства. В России многие рассматривают этот вариант как замаскированную «смену режима» и сочли его неприемлемым. А ведь он включает в себя основные элементы «йеменского варианта», одобренного теми же самыми российскими акторами.

Кстати, у Human Rights Watch «йеменский вариант» вызывает серьезное беспокойство. Предоставленный президенту Салеху иммунитет означает, что никто не понесет ответственности за убийства сотен безоружных демонстрантов.

Как отметил Путин в своей статье, наказание за тяжкие преступления в сфере прав человека не может просто определяться решением великих мировых держав. По его словам, «преступления против человечности должны караться Международным судом». Мы считаем, что в Сирии были совершены преступления против человечности и в данном случае согласны с Путиным: расследование этих преступлений и привлечение виновных к ответственности является делом Международного уголовного суда, а не внешних политических сил.

Принятие Советом Безопасности эффективных мер против продолжающегося кровопролития не означает карт-бланша на милитаризацию конфликта.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow