СюжетыОбщество

Выборы — это праздник!

Об этом напоминают запах пирожков, радостная музыка и вечерние платья членов комиссий

Этот материал вышел в номере № 24 от 5 марта 2012
Читать
На участке 2641 на начальнице комиссии игривые алые рюши, у наблюдателя от кандидата Путина В.В. на участке 2188 — роскошное «мини». Пирожки, правда, на всех участках одинаковые и одинаково невкусные...

На участке 2641 на начальнице комиссии игривые алые рюши, у наблюдателя от кандидата Путина В.В. на участке 2188 — роскошное «мини».

Пирожки, правда, на всех участках одинаковые и одинаково невкусные.

На УИКах вообще нарядно. На участке 2188 (актовый зал школы) — черные портьеры и 12 наблюдателей, на участке 2088 (Совет ветеранов) — портрет Сталина и 13 наблюдателей.

Где бы мы ни были, наблюдателей почти везде оказывается больше, чем членов УИК.

Мы — это мобильная бригада № 5 Юго-Западного района Москвы: журналист, фотограф, водитель и юрист. Мы должны приезжать на помощь в нужный момент: пресекать «карусели», спасать наблюдателей от изгнания и фотографировать вбросы. К 17 часам 4 марта вызовов у нас нет; на юго-западе тихо.

Выборы-2012 отличаются от выборов-2011 разительно. 4 декабря нашу мобильную бригаду раз десять обматерили, трижды пытались выгнать, раз 10 пытались запретить съемку и доказать, что место наблюдателя — на табуретке в дальнем углу. К нам вызывали полицию и членов ТИК, обещали, что беременная глава комиссии из-за нас родит, а пожилая — получит инсульт. При этом дело было не только в том, что члены УИК пытались скрыть вбросы. Они просто на всякий случай убирали посторонних людей. Было понятно, что на президентских выборах все будет еще хуже. На участки мы уходили, как на фронт.

Мы ошиблись. Сотрудники УИК были предельно вежливы, места для наблюдения — удобны, и при любом подозрении на вброс вокруг урны сосредотачивалась толпа наблюдателей и журналистов. Казалось, скандалов главы УИК боятся даже больше, чем низкого процента голосов у Путина, и все претензии к наблюдателям исчезали после угрозы написать жалобу в ТИК.

Мы переезжали с одного участка на другой со странным чувством, что нас обманули: массовых нарушений не будет.

Огромное количество хорошо подготовленных наблюдателей заметило не только общество, но и Центризбирком. И, видимо, тоже успел подготовиться.

Главным словом воскресенья оказалось слово «карусель». На Болотной скапливались десятки автобусов с молодежью, где-то очереди из «карусельщиков» не помещались внутри участков. Из штаба «Гражданина наблюдателя» сообщали о толпах «карусельщиков» в Тушине и на «Академической», о голосовании по дополнительным спискам в районе Строгино. Казалось, все фальсификации сосредоточились на определенных участках, причем основным методом мошенничества стали те, которые просто увидеть, но сложно доказать.

На одном из избирательных участков нас пригласили остаться на подсчет голосов. Интересно, когда все-таки будет основной вброс?

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow