КолонкаПолитика

Буревестник по имени Гордон

Провокация как основополагающая идея политического мейнстрима

Этот материал вышел в номере № 22 от 29 февраля 2012
Читать

Не устану утверждать: Александр Гордон – талант, провидец, матерый человечище. Более десяти лет назад он возглавил организованную им же Партию общественного цинизма (ПОЦ). Через несколько лет генсек то ли продал кому-то партию, то ли она сама рассосалась, да это и неважно. Важно другое. Идея подобной партии, воплощенной в Гордоне, – одна из самых актуальных в политическом мейнстриме. Сегодня его дар провокатора востребован как никогда.

Очередной ПОЦ случился с Александром Гарриевичем накануне выборов - он замыслил программу «Гражданин Гордон». Собрал в студии Жириновского, Миронова, Прохорова, Парфенова, Кургиняна, помноженного почему-то на Шойгу, и принялся всех мирить с помощью некоего общественного договора о честных выборах. Взволнованным голосом Гордон возвестил новую историческую эру под девизом кота Леопольда «Ребята, давайте жить дружно!», и отправился с благой вестью в народ. О финале истории расскажу ниже.

А пока речь о том, кто любит повторять: я не журналист, я Гордон. Человек столь редкой профессии, удерживающийся на гребне всех путинских сроков, заслуживает нашего пристального внимания.

Светлый путь он, проживший несколько лет в США, начинал с передачи «Нью-Йорк, Нью-Йорк». Тут обличительный пафос язв капитализма зоринского толка (ярчайший тип советского политобозревателя) соседствовал с наблюдательностью и сарказмом. Вскоре Гордон, профессиональный актер, прозе жизни противопоставил изысканную фреску под названием «Собрание заблуждений». Ставка на избыточную роскошь видеоряда и авторское «эго» обернулась поражением. В собрание заблуждений превратились не столько герои программы, от Циолковского до Бердяева, сколько недоуменные зрители. Ведущий берет паузу и возвращается на экран с проектом «Хмурое утро» - выразительной антитезой карамельному раю утреннего вещания.

Именно там расцвел его провокаторский талант. Правда, то была пока еще провокация эстетическая и весьма плодотворная. Хаос разухабистой молодежный программы он упорядочил космосом мастерски спровоцированных конфликтов. ТВ рассматривает зрителя как закоренелого второгодника – Гордон читает в кадре Ходасевича и Чухонцева. Страна подсела на попсу – у вольного сына эфира Ахматова «главнее» Пугачевой. ТВ опутано системой негласных внутренних запретов – у него нет табуированных тем и персон, он и Марка Захарова готов разделать под орех.

В 2000-м хмурый, как утро, А.Г. впал в коренной перелом. Он решил баллотироваться в президенты, но вскоре передумал и занялся трансцедентным «Гордоном» (с тех пор все авторские проекты неизменно носят имя нашего героя). Ведущий сидел в кадре в сполохах оранжевого и обсуждал с гостями сексуальную жизнь божьих коровок. От трансцедентности Гордон метнулся к Комиссарову. В программе «Стресс» он предстает достойным учеником родоначальника «Окон». Еслиу героини программы откусили ухо, то к следующему выпуску нужно предъявить даму, у которой соперница выгрызла левый глаз вместе с копчиком.

Когда трэш наскучил, А.Г. бросил свой просвещенный взор на футурологию. Рубежным для А.Г стал проект «2030», отмеченный мессианским замахом – стране с непредсказуемым прошлым автор решил подарить предсказуемое будущее. Коктейль из воззрений коммунистов, евразийцев и газеты «Завтра» трудно было даже назвать провокацией, настолько он производил ощущение позавчерашнего дня. Гордон клеймил (как ведущий и как лидер общественно-политического движения «Образ будущего») муть либерализма и с уверенностью фокусника Ури Геллера обещал народу восстановление границ СССР через 25 лет. Программа с треском провалилась. Автор срочно сменил образ будущего на образ настоящего. Он принялся яростно крушить Ходорковского, который «решил поменять конституционный строй в стране и стать назначенным премьер-министром».

Старания не прошли даром. Его заметили. Отныне его дух дышит, где хочет. Он прославляет поделку Джульетты Кьеза «9\11» (американское правительство, по мысли автора, по сути само снесло башни-близнецы 11 сентября) и одновременно с позиций высокой нравственности «гордонкихотит» до обморока (случай Виктора Ерофеева) неприятных лично ему людей. Он числится в интеллектуалах и снимает по заказу Жириновского кино об ЛДПР. Он пропагандирует в своем же «Закрытом показе» собственные опусы, которые ниже уровня любого разговора (свежий пример – фильм «Огни притона»), и с иезуитской изощренностью расправляется с Балабановым или Серебренниковым. Главное, знать правила игры, то есть любить Путина с Михалковым и ненавидеть Ходорковского с Каспаровым. А также время от времени напоминать: либо свобода личности, либо целостность России, третьего не давно. А также с восторгом и пафосом Кобзона исполнять на Первом канале «Песню о тревожной молодости» Пахмутовой-Добронравова. Тогда вас станут звать на Селигер, а сам Кургинян возьмет вас в доверенные лица…

Закольцуем сюжет, вернемся в пространство «Гражданина Гордона». Привычно оттеняя фирменную мизантропию ослепительной улыбкой, уничтожая двумя-тремя меткими фразами неугодных и рассуждая о собственной независимости, наш герой приступил к новой для себя роли миротворца. Провокация из средства превратилась в цель. Гордон радостно объединил в едином порыве к честным выборам Кургиняна с Парфеновым, но не заметил, что Парфенов уже на другой день убедительно отказался от сомнительной чести. Тем не менее, в следующем выпуске «Гражданина Гордона» ведущий продолжает данную тему. В отсутствии Парфенова он назначает «Лигу избирателей» виновной в том, что именно она противится общественной атмосфере доверия, которую так жаждут Гордон с Кургиняном. Он называет себя буревестником и предвещает бурю. Но это еще не все. Ведущий пустился в доморощенную эсхатологию, и выходило как-то совсем грустно. Получалось, что и в грядущем конце света виноваты все те же Парфенов и «Лига».

Увы, пока миротворца из него не получается. Это уже второй облом. Первый печальный опыт, когда Гордон прямо в кадре у Малахова требовал подписать грозную петицию, провалился. Та программа была посвящена туалетной теме. Некий туалетный начальник поведал драматическую историю о «соотношении человека и унитаза», каковое соотношение не менялось с 1978-го, то есть на 500 человек полагается «одно очко». Гордон гневно сообщил, что в Останкино эта пропорция еще меньше. Он потемнел лицом, он громко исполнил канализационную песнь песней, но подписать вожделенную бумагу об увеличении количества телевизионных туалетов ему так и не удалось.

Вот и с честными выборами ничего не получилось. Консенсус между Парфеновым и Кургиняном так и не воссиял. Но у Гордона все еще впереди – очень перспективный господин. Пока провокации значатся в трендах сезона (вон даже на Путина дерзнули покуситься), Александр Гарриевич без работы не останется. «Хозяйка борделя – это я», - рассуждает наш Флобер о своем фильме «Огни притона» (главная героиня - хозяйка борделя). Тут с ним не поспоришь, но уточнишь. Он – хозяин большого борделя, который после четвертого марта обещает стать еще большим.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow