СюжетыОбщество

Четырехтысячный

Очередь ветеранов боевых действий за жильем растянулась до неприличия

Этот материал вышел в номере № 19 от 22 февраля 2012
Читать
Очередь ветеранов боевых действий за жильем растянулась до неприличия
Александр Бутузов. Фото: Анна Артемьева/«Новая газета»
Александр Бутузов. Фото: Анна Артемьева/«Новая газета»

История Александра Бутузова, который, будучи 19-летним солдатом-срочником, в феврале 1995 года получил ранение в Чечне и остался без ноги, очень традиционна для России нашего времени. Нет, я думаю, что не только нашего времени, а вообще для России.

Ветераны Великой Отечественной, дожившие до наших дней, младшим из которых под 90 лет, получают квартиры.

Может, они бы получили раньше, и их, получивших наконец свое жилье, было бы больше, но «конкуренцию» им составили ветераны и инвалиды Афганистана, а им, не успевшим получить за 30 лет свое жилье, — те, кто стал инвалидами в Чечне.

Саша Бутузов был призван в армию в декабре 1993 года из села Плесc, что в Моршанском районе Пензенской области, попал служить в г. Калининград. А когда через год началась чеченская кампания, его отправили под Тверь, где из бойцов разных частей скомплектовали минометный дивизион.

В январе 1995 года бросили ребят в Моздок, а оттуда — в Чечню.

Как его ранили, Саша не помнит. Только боль, ампутированная в Моздоке нога, а потом 6 месяцев лечения в 32-м Центральном военно-морском госпитале в подмосковной Купавне.

Сашу комиссовали. Военком, как положено, написал в военном билете: «Не годен к военной службе». Через полтора года после ранения президент России подписал указ о награде — орден Мужества, традиционную для всех раненых и убитых. Это как компенсация. И… живи в своей деревне.

Саша до армии выучился на механизатора. Но тракторов с ручным управлением нет. Дали ему «Запорожец» с ручным управлением, и подался он в ближайший город Пензу, чтобы подшабашить на извозе. В деревне ведь только и подвозить девчат на ферму бесплатно. Но на «Запорожце» далеко не уедешь, даже в Пензе, даже в 90-е. А где жить? То у одних, то у других…

Осенью 2000 года записался Саша на прием к мэру Пензы. Мэром в то время был душевный человек Александр Серафимович Калашников. И он вручил Саше ордер на вселение в дом для ветеранов Великой Отечественной войны. Малогабаритная однокомнатная квартира: комната 12 м2, кухня — раза в полтора больше «хрущевской». И хоть «система коридорная», туалет-ванная — в каждой квартире, а еще коридорчик 3,5 м2 и даже балкон. В такой роскоши 25-летнему холостому парню, хоть и без ноги, просто рай.

Но жилье относится к категориии специализированного фонда и по закону прописывать туда больше никого нельзя, даже жену и детей.

Саша, высокий, симпатичный, совсем не курящий, да и пьющий только по праздникам, оставался холостяком до 33 лет. В 2009 году он женился на молоденькой продавщице Оле из соседней деревни.

В Сашину квартиру Ольгу не прописали. А когда в том же году у них родился сын Данилка, не прописали и его. А раз не прописан — значит, тебя как бы нет. Грудной Даниил даже детское питание до года не получал. Тогда только прокуратура, признав нарушение прав ребенка, потребовала его прописать, а мать так и осталась без регистрации. В декабре 2010 года родился в семье Бутузовых второй ребенок — Ульяна.

Уже 16 лет инвалид Чечни Александр Бутузов стоит на очереди, чтобы получить наконец-то свое жилье, в котором будут прописаны все члены его семьи. По льготной очереди он — четырехтысячный.

Из мэрии Пензы сообщили, что за 2011 год жилье получил 1 человек — инвалид Афганистана, ставший на очередь в далеком 1986 году. При такой перспективе вряд ли при жизни Александра семья Бутузовых будет жить в собственной квартире.

Месяц назад Саша приезжал в Москву, чтобы обратиться в администрацию президента России. Администрация президента спустила письмо для ответа в Пензу. Из администрации города пришел ответ: «… жилищные вопросы ветеранов боевых действий относятся к расходным обязанностям Федерации. Местные органы власти и власть субъекта не обладают для этого ни средствами, ни полномочиями». Это надо понимать так: «Мы вас воевать в Чечню не посылали. Посылала федеральная власть. К ней и обращайтесь».

Вот такой замкнутый круг.

Жить в России надо долго, хотя бы лет до 90…

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow