СюжетыПолитика

Посмертный бой

Глава МВД и начальник питерской милиции выясняют отношения на костях

Этот материал вышел в номере № 14 от 10 февраля 2012
Читать
Глава МВД и начальник питерской милиции выясняют отношения на костях
Изображение

Рашид Нургалиев и Михаил Суходольский ни разу не были на могиле 15-летнего Никиты Леонтьева, насмерть забитого питерскими полицейскими. Ни министр внутренних дел, ни начальник петербургского Главка перед мамой погибшего мальчика лично даже не извинились. Заняты. Ведут скандальные баталии. Трения вынесены на публику. Меньше всего противостояние связано с расследованием тяжкого преступления и с наведением порядка в правоохранительных органах хотя бы одного региона. Однако прикрытием ему служит гибель ребенка, которого лишь две недели назад похоронили.

Кто в порядке?

«Новая» рассказывала (см. №№9, 13за 2012 год), что 15-летний Никита погиб ночью 22 января в 75-м отделе полиции, где в тот момент находились три сотрудника: участковый Денис Иванов и его руководители — и.о. заместителя начальника по службе старший участковый майор Олег Прохоренков и и.о. заместителя начальника по уголовному розыску старший оперуполномоченный майор Алексей Малых.

23 января Иванову предъявили обвинение по ч. 4 ст. 111 УК РФ «Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, повлекшее по неосторожности смерть потерпевшего» и взяли под арест. Свидетель Малых 5 февраля скончался в больнице. Прохоренков с 23 января на больничном (и до сих пор сохраняет статус свидетеля).

Трагедия спровоцировала служебную проверку.

25 января по ее итогам три полицейских руководителя района были уволены, еще трое понижены в должности, дисциплинарные взыскания получили почти все.

Адекватные ли, достаточные ли меры предпринял Суходольский?

3 февраля результаты служебной проверки представили Общественному совету при ГУ МВД по Петербургу и Ленобласти. Его они не устроили. Совет порекомендовал руководству полиции дополнительную проверку. Выполнить рекомендацию Главк не успел.

Рашид Нургалиев (приказом №78 от 4 февраля) отправил в Питер 60 офицеров МВД с инспекцией. Задача: проверить поголовно всех сотрудников всех подразделений по всем направлениям работы. Адекватна ли реакция министра на ЧП?

Возможно, но она явно замедленная.

Она последовала не 22 января, когда случилась беда, не 27 января — в день похорон мальчика, не позже, когда за проступок подчиненного покаялись уже едва ли не все местные полицейские чины. Даже после 30-го числа в ответ на обращение мамы убитого ребенка (см. «Новую» №9) Рашид Гумарович молчал, как рыба. Заговорил он 4 февраля. После чего или для чего?

Повторите на бис

Сразу после публикации приказа о проверке в редакцию «Новой» и другие СМИ посыпались сообщения и письма — по сути, адресованные Нургалиеву — из Москвы, Твери, Самары, Белгорода, Ростова-на-Дону, Хабаровска… Их общий смысл: у нас беда не меньше, когда вы к нам?..

Не сдержались и петербургские оперативники:

— Навести порядок здесь хватило бы 5, а не 60 офицеров. 60 нужны, чтобы нарыть тут нечто…

Зачем нужна эта проверка, 7 февраля предположил депутат Госдумы Александр Хинштейн:

— Истинная цель прибытия в Петербург многочисленной комиссии после гибели подростка от рук полицейского — стремление убрать с должности главу ГУ МВД по Петербургу и Ленобласти Михаила Суходольского и не допустить его возможного возвращения в Москву. Это просто зачистка конкурента, поскольку сейчас пошли активные разговоры о приходе Михаила Игоревича на должность министра внутренних дел. Убийство подростка — страшная трагедия, но в регионах регулярно происходят не менее тяжкие преступления, и бригады из 60 человек туда не направляются. Задача проверяющих понятна — они едут убирать Суходольского. Но как они это намерены сделать, непонятно.

— Противостояние между министром Нургалиевым и генералом Суходольским перешло в открытую схватку, — подтверждает заместитель петербургского Агентства журналистских расследований, бывший оперативник Евгений Вышенков. — Убийство Никиты Леонтьева выбрано только поводом для «военного похода», хорошим поводом для карточного пасьянса, джокером в министерском прикупе. Однако и питерскому генералу для того, чтобы публично не соглашаться с министром, надо иметь не только мужество, но и уверенность, что тебя поддержат в правительстве или в администрации президента. Сейчас вся петербургская полиция занята глобальными интригами.

Шеф не прав

7 февраля, на брифинге, незадолго до приезда инспекции из Москвы, начальник питерского Главка назвал проверку «нелегитимной» и усомнился в адекватности действий Нургалиева:

— Во-первых, это дестабилизирует работу полиции на фоне общей реформы, протестных митингов, накануне президентских выборов. Во-вторых, непонятно, как может быть организован данный процесс, если за день до подписания приказа №78 «Об инспектировании» отменен приказ МВД России от 5 октября 2005 года «Об организации и проведении инспектирования и контрольных проверок деятельности органов внутренних дел». Да, в тот же день, 3 февраля, введен в действие новый приказ МВД России №77 «Вопросы организации ведомственного контроля за деятельностью органов внутренних дел РФ». Но сегодня отсутствуют утвержденные в установленном порядке методики проверки и оценки направлений деятельности территориальных органов МВД. Как будут проверять и на основании чего оценивать нашу работу?..

Смелость Суходольского в отношении Нургалиева утвердила слухи о противостоянии шефа и подчиненного. Но кем-то в правительстве РФ возражения питерского генерала были услышаны: число ревизоров едва ли не в пути сократили вдвое. С 8 февраля питерскую полицию штудируют 30 офицеров МВД.

Ответ шефа

Вместе с инспекцией утром 8 февраля прилетели и другие тревожные для главы питерской полиции новости из Москвы. Накануне вечером в столице прошли обыски сразу по нескольким адресам ФГУП «Охрана», структурного подразделения вневедомственной охраны, деятельность которого в бытность первым заместителем министра внутренних дел курировал Михаил Суходольский.

В декабре прошлого года в отношении руководства ФГУП «Охрана» возбудили два уголовных дела по статьям «Злоупотребление должностными полномочиями» и «Мошенничество». По версии следствия, на протяжении последних пяти лет подозреваемые (руководители ФГУП «Охрана») получали «откаты» от сделок по закупкам охранного оборудования. Среди поставщиков, как утверждают сыщики, числились и фирмы, чье руководство связано с родственниками Суходольского. Следователи считают, что руководители ФГУП использовали стандартную схему: для получения «отката» товар закупался не напрямую у производителя, а через фирмы-посредники, а разница делилась между участниками сделки. Общий ущерб, нанесенный ФГУП, по данным Следственного комитета, оценивается в 140 млн рублей.

— Обыски проводились не у Суходольского, и я не располагаю информацией, имеют ли какое-то отношение члены семьи Суходольского к ФГУП «Охрана», — прокомментировал «Новой»адвокат Московской муниципальной коллегии адвокатов Матвей Страхов, представляющий интересы ФГУП «Охрана». — Мне известно о двух обысках, проводившихся по адресам «Охраны». Эти адреса к Суходольскому не имеют никакого отношения. Уголовные дела возбуждены Следственным комитетом при МВД РФ по фактам якобы совершенных экономических преступлений в отношении конкретных лиц — руководителей ФГУП «Охрана». Суходольский это прекрасно знает. Но он, конечно, не входит в число этих лиц. Михаил Игоревич никогда не работал в ФГУП «Охрана». Но так как курировал его, вероятно, он может считаться ответственным за его деятельность. 8 февраля мной подана жалоба на действия следствия в Генеральную прокуратуру России. По информации Следственного комитета, дело ФГУП «Охрана» — сегодня на контроле у министра внутренних дел. Однако сам Рашид Нургалиев на протяжении пяти последних лет и утверждал планы финансово-хозяйственной деятельности госпредприятия.


Масштабная проверка питерской полиции продлится до 27 февраля. Что если не парализует окончательно, то будет сковывать ее действия.

— То, что проверка помешает оперативной работе, — вне всякого сомнения, — подтвердил «Новой» один из легендарных экс-начальников питерского ГУВД (с 1990 по 2000 г.) Аркадий Крамарев. — Любая проверка выбивает людей из колеи, отвлекает очень, а комплексная тем более… Сыщикам — словно палки в колеса.

Кроме того, уже сегодня известно, что избегая неприятностей, вдруг заболели или ушли в отпуска многие сотрудники Главка.

Продолжаются протестные акции. Приближаются выборы президента…

По делу о гибели Никиты Леонтьева в расследовании нет никаких сдвигов. А мама ребенка просила только об этом, о справедливом следствии: «У меня есть цель. Не месть, а справедливость. Просто справедливость по тем законам, по которым мы живем в нашем государстве. Не больше, но и не меньше».

Справка «Новой»

ФГУП «Охрана» учреждено совместно МВД и Росимуществом в 2005 году (с приходом на должность первого заместителя главы МВД Михаила Суходольского) для легального заработка МВД на охранных услугах: охране квартир, офисов, коммерческих и государственных объектов, а также для сопровождения грузов. Сегодня в 81 филиале ФГУП работают 60 тыс. человек. «Охрана» является одним из самых богатых подразделений МВД РФ: в 2009 году доход ФГУП, по данным самого предприятия, составил 13,9 млрд рублей, в 2010 году — 14,5 млрд. Чистая прибыль — около 1 млрд рублей в год.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow