СюжетыСпорт

Гламурный проброс

Вячеслав Фетисов ушел из хоккея, но не в качестве благородного героя

Этот материал вышел в номере № 07 от 25 января 2012
Читать
Вячеслав Фетисов ушел из хоккея, но не в качестве благородного героя...

Вячеслав Александрович Фетисов, человек, обремененный многими должностями разного уровня, свой отказ от двух из них публично озвучил непосредственно перед началом большого праздника хоккея в Риге. Сделано это было в жанре мелодрамы, которая предполагает наличие слез и на экране, и в зрительном зале, а также общественный резонанс в виде всенародного аханья и оханья.

Слезы капали: Фетисов уходит из хоккея! Он не смирился с системой, он не может существовать в атмосфере продажности всего и вся, он бросает вызов дельцам от спорта, он почти оппозиционер и готовый кандидат на пополнение рядов, страшно сказать, противников режима! Он вообще много наговорил в Риге такого, из чего можно сделать самые радикальные выводы.

Только я этого делать не буду – герой повода не дает. Нынче развелось много смелых и отчаянных гламурных или не чуждых гламурности известных персонажей, которые почувствовали новый кремлевский тренд – критически посмотреть на то, что тебя окружает. Это теперь разрешено. Если при этом еще и заявить, что не хочешь иметь ничего общего с отсталым и мешающим движению вперед, то можешь попасть в герои, подать сигнал «наверх», а заодно решить и свои личные проблемы. Место и время имеет первостепенное значение, что Вячеслав Александрович, несомненно, учитывал – равно как и эффект неожиданности, который произвел впечатление даже на сидящего рядом (дело было на пресс-конференции, предваряющей Матч звезд) коллегу и бывшего единомышленника, президента Континентальной хоккейной лиги, топ-менеджера «Газпрома» Александра Медведева.

Никто выдающегося игрока, одного из лучших защитников мирового хоккея Вячеслава Фетисова и не собирается вычеркивать из истории, да и из дня сегодняшнего – тоже. Из хоккея редко уходят, что называется, «совсем». Фетисов на это и не рассчитывает, громкое заявление ему понадобилось для того, чтобы ясен был масштаб потери – он-то без хоккея проживет, а вот хоккей без него – другое дело. Примерно то же самое он говорил после того, как расформировали Росспорт, которым Фетисов руководил почти шесть лет. И нынешний вопль отчаяния тоже исходит не от великого хоккеиста, а от чиновника, который снова проиграл – или он считает, что проиграл - в подковерной борьбе. Что против него – темные силы, а он, естественно, олицетворяет силы светлые.

Про Росспорт, который, действительно, немало полезного сделал (но и мутного в недолгой истории ведомства хватало), не будем – дела относительно давние. В хоккей Вячеслав Фетисов вернулся как один из главных идеологов создания Континентальной хоккейной лиги, а через некоторое время и как президент родного для Фетисова армейского клуба – уже будучи сенатором от Приморского края.

В ЦСКА нужно было расчищать авгиевы конюшни, в качестве президента совета директоров КХЛ – поднимать новую лигу, у Приморского края проблем хватает, а Фетисов еще и возглавил комиссию по развитию физкультуры и спорта в Совете Федерации. Все должности требовали максимального погружения, находились во внутреннем конфликте между собой, но Вячеслав Александрович до поры до времени никакого противоречия в этом не видел (успев сейчас попенять своему соратнику Александру Медведеву, что тот не уделяет должного внимания КХЛ из-за большой занятости на основном месте работы в качестве главы «Газпромэкспорта»).

Полагаю, Фетисову с его масштабами и амбициями изначально было тяжело заниматься армейским клубом и распутывать клубок тамошних проблем – финансовых, кадровых, игровых. Потому что, если с наскока и на авторитете своего имени поднять ЦСКА не получилось, делами клуба, причем делами рутинными, нужно было заниматься 24 часа в сутки. А Вячеслава Александровича ноги в родной разваливающийся дворец не несли (в чем он сам признавался задолго до нынешнего скандала). И в КХЛ, если он не хотел «работать именем», то есть только представительствовать, тоже надо было пахать – или, по крайней мере, с самого начала определиться со своими полномочиями. Вопиющая нелепость совмещения двух хоккейных должностей, находящихся в подчинении друг у друга (то же самое де-факто и у Александра Ивановича Медведева) никого, кроме хоккейной общественности, не смущала. О видимых противоречиях между двумя лидерами тоже практически ничего не было известно – до последнего момента, когда мы узнали, что Фетисова роль номинального руководителя не устраивает.

Поддержите
нашу работу!

Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ

Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68

Но главной причиной афронта стала все-таки история с ЦСКА. Все, что ни делал Вячеслав Александрович на должности президента, оборачивалось против него. Смена собственника в позапрошлом году материального положения клуба не улучшила, приход своего человека в лице Сергея Немчинова на должность главного тренера только усугубил незавидную ситуацию с игрой и результатами. Немчинова президент клуба защищал до последнего, ныне объявив занимающего должность генерального менеджера соратника никчемным тренером и человеком.

Предшествовало этому совместное обращение руководства и ветеранов ЦСКА к премьер-министру с просьбой спасти великий клуб от развала – просьба была услышана, и желание ЦСКА попасть под патронат конкретной крупной компании было исполнено. «Новая» писала о сомнительности подобной услуги – несмотря на то, что армейскому клубу «Роснефтью» (а именно ее против воли нагнули) были обещаны златые горы, от полной смены инфраструктуры до немыслимых материальных благ. Теперь, согласно Фетисову, оказывается, что на деле все оказалось «одним сплошным фарсом» и «издевательством над великим именем клуба», что «те люди, которые рулили все время клубом, как своей игрушкой, мечтают вернуть хорошие для себя времена», что в клуб «еще и мальчики пришли в боссы – всякие родственнички больших начальников».

Интересно, кого ждал Вячеслав Александрович – честнейших профессионалов, не знающих слова «распил», опытных и знающих менеджеров или просто людей, которые придут и скажут: «Возьмите наши деньги, и действуйте, как хотите»? Фетисов в государственных делах и политике не мальчик – что он, не знает, кто занимает должности на хлебных местах, и как умело распоряжаются «мальчики» деньгами налогоплательщиков? Мне очень хочется разделить праведный гнев Фетисова по поводу того, как собираются руководить клубом новые инвесторы, если бы не одно «но» - ни за что не поверю, что поведение «Роснефти» стало для президента клуба откровением.

По словам Вячеслава Александровича, ему предложили 30 процентов от бюджета в обмен на отказ от полномочий, но он в эти грязные игры играть не захотел. То есть не продался, в отличие от своих коллег по армейскому клубу, в числе которых оказался и легендарный тренер и патриарх Виктор Тихонов. Согласно другому мнению, Фетисова отсекли от управления финансовыми потоками и фактического руководства, опираясь на результаты его не очень успешной (мягко говоря) трехлетней деятельности на посту президента клуба.

Полагаю, все хороши, и Вячеслав Фетисов в этой истории при несомненной правильности некоторых своих выводов отнюдь не предстает в роли благородного героя. Его - возможно, несправедливо – обошли, он обиделся и решил, что пора как можно громче хлопнуть дверью. Ни в единой своей ошибке он признаться не захотел – даже в самой явной, как с тем же Сергеем Немчиновым. Зато обещает еще много чего рассказать – в частности, про то, «как на самом деле строилась КХЛ».

Да известно, как она строилась – «на коленке», под лучшую в мире заокеанскую НХЛ, в борьбе с Федерацией хоккея, интригах и эйфории от того, что Александр Иванович Медведев, большой любитель национального вида спорта, принес от «Газпрома» большие деньги, которые всем застили глаза.

Собственно, у с ЦСКА с «Роснефтью» в чем-то тот же самый расклад. Чьи деньги – тот и… Ну, дальше вы все знаете…

А Вячеслав Александрович Фетисов, оказывается, не знал. Кстати, «медведевская» лига, из которой уходит второй по статусу человек (а по профессиональному статусу – несомненно, первый) – пусть и «кривой», но не самый худший в истории российского спорта проект. В чем есть и заслуга Фетисова. Что будет с ЦСКА, сказать трудно, потому что своего «Медведева» в «Роснефти» наверняка нет.

Поддержите
нашу работу!

Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ

Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow