Беседовал Леонид ПАВЛЮЧИК
Она живет в обыкновенном панельном доме, в скромной однокомнатной квартире. Спит, как студентка, на диване. На хоромы и роскошную мебель за всю свою долгую жизнь народная артистка России Римма Маркова так и не заработала. Хотя трудится с 6 лет — именно в таком возрасте она впервые вышла на сцену театра. И продолжает работать по сей день — одна-две заметные роли в кино у нее бывают каждый год. Но, пожалуй, свою самую яркую за последние годы «роль» она играет у «режиссера» Сергея Миронова, лидера партии «Справедливая Россия» и кандидата в президенты РФ. Недавно Римма Маркова возглавила предвыборный штаб Миронова. С этого и начался наш разговор.
«В свое время я была очарована Путиным»
— Римма Васильевна, скажите честно, вы, что называется, «лицо» партии или, скажем так, ее полноправный боец?
— Ну для того чтобы просто быть «лицом» партии, я, подозреваю, уже старовата. Поэтому, принимая вашу терминологию, скажу, что я, конечно, боевой штык в рядах «Справедливой России». Оттого что я прожила большую жизнь, много снималась, да и сейчас еще подснимываюсь, люди меня узнают, мне верят. А я, в свою очередь, верю лидеру нашей партии Сергею Миронову, мне искренне нравится программа «Справедливой России». И я готова не спать ночами, мотаться по стране, выступать перед людьми по пять раз на дню — и все для того, чтобы со временем эта программа воплотилась в жизнь.
— Вы верите, что Сергей Миронов не будет на предстоящих выборах подыгрывать Путину, как это уже однажды было?
— Даже в мыслях этого не допускаю. Да, Сергей Михайлович долгие годы был сподвижником Путина. И я, не скрою, в свое время была очарована Путиным, радовалась, что вместо непредсказуемого Ельцина пришел молодой и энергичный политик. Но за долгие годы нахождения у власти бессменный «лидер нации» и его бессменный ближний круг буквально переродились. Такое ощущение, что наша верховная власть окончательно заелась, ослепла и оглохла. Только в этом состоянии можно не видеть, не знать, не слышать, что в стране почти в ежедневном режиме падают самолеты и спутники, тонут пароходы и подлодки, взрываются шахты и электростанции, горят леса, рестораны, дома престарелых… На наших глазах исчезают промышленность и сельское хозяйство, уничтожаются образование, культура, а ученые в массовом порядке уезжают за границу, чтобы уже там получать Нобелевские премии…
— Но ведь что-то и делается…
— И зачастую невпопад. Скажите на милость, как можно затевать в Сочи строительство дорогостоящих олимпийских объектов, когда в стране 3 миллиона беспризорных детей (и полмиллиона больны лейкемией), когда хронически не хватает современных больниц, школ, детских садов?! Как можно заниматься бессмысленным переименованием милиции в полицию, когда в России воруют так нагло и открыто, как не воруют больше нигде в мире?! Сколько общество может делать вид, что во власти сидят не жулики и воры, а сплошные бессребреники, а их жены, дети, любовницы, внучатые племянники — все как один — по счастливому совпадению обстоятельств наделены незаурядными предпринимательскими талантами? Каждый год коррумпированным чиновничеством, прикормленными властью олигархами за границу выводятся и вывозятся десятки миллиардов долларов, по сути, украденных у народа, и конца этому не видно…
Но самое гнусное воровство — это воровство голосов избирателей во время последних парламентских выборов. Вот почему Сергей Миронов сразу после этих нечестных, сфальсифицированных выборов заявил без обиняков: за кандидата в президенты от «Единой России» мы голосовать не будем. Сергей Михайлович — человек интеллигентный, неконфликтный, на личности переходить не будет, но я уверена, что в этот раз он будет сражаться за президентский пост до конца. И самолюбие Путина-политика щадить не станет.
— Я слышал, Миронов поспорил с редакцией одной газеты то ли на бутылку коньяка, то ли на ящик шампанского, что выйдет во второй тур президентских выборов вместе с Путиным. Если он так уверен в успехе, то почему спорил всего лишь на бутылку коньяка, а не, скажем, на «Мерседес»?
— Ну на «Мерседесах» у нас разъезжает другая партия — не зря ее в народе так и называют: «Партия «Мерседесов». А мы готовы отпраздновать победу рюмкой коньяка или бокалом шампанского.
«Так жить тоже нельзя»
— Как вы относитесь к митингам за честные выборы, которые прошумели в Москве и по всей стране?
— С пониманием. Я рада, что наши люди наконец-то стали просыпаться, вставать с колен. Сама я на митинги не ходила, хотя мне было что рассказать людям по поводу того, как была организована предвыборная кампания. Например, в Астрахани, где я выступала с агитацией за «Справедливую Россию», под окнами гостиницы дежурили две машины с тонированными стеклами, которые следовали за мной повсюду, куда бы я ни направлялась. Я это сопровождение, разумеется, не заказывала. Как такое вообще возможно в демократической стране? Или мы живем в полицейском государстве?
А в Екатеринбурге меня не пускали на мой собственный творческий вечер: полиция оцепила Дворец культуры, в здании отрубили свет, а приходящим людям говорили, что вечер отменен. Но народ не расходился, некоторые смельчаки прорвали оцепление, стали барабанить в дверь. В итоге к нам вышла директриса, лепетала что-то нечленораздельное. Люди сказали ей в лицо все, что о ней думают. Я же ее и защитила, понимая, что она — человек подневольный, ее заставили действовать таким образом. Вечер в конце концов состоялся. Но я уже говорила на нем, разумеется, не только и не столько о творчестве…
Действуя такими вот методами, партия власти и добилась в итоге того, что на улицы и площади вышли сотни тысяч людей, осознавших, что больше так жить нельзя. Я душой, конечно, с ними. Об одном молю: чтобы у протестующих и у власти хватило ума, выдержки, терпения не довести дело до крови, до революции, до смертоубийства. В случае заварухи пострадают ведь невинные люди, а те, у кого за границей недвижимость и жены, километровые яхты и частные самолеты, — те быстро слиняют туда. Но я все-таки верю, что до драматичного развития событий дело не дойдет. Власть обязана услышать свой народ и самым серьезным образом скорректировать свою недальновидную политику. Но пока все меры властей напоминают поверхностную косметику, а не капитальный ремонт обветшавшего здания.
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68
— Вы произнесли фразу: «Так жить нельзя». Это ведь название знаменитого перестроечного фильма режиссера Станислава Говорухина, который нынче возглавляет предвыборный штаб Путина…
— Меня очень озадачило это назначение. Хотя я понимаю, зачем Говорухин нужен Путину. У Станислава Сергеевича — репутация честного человека, борца с коррупцией. Он, кстати, не раз критиковал политику Путина, был его соперником на президентских выборах. Так что со стороны нашего премьер-министра и кандидата в президенты — это, говоря терминологией Ельцина, сильный ход.
— А зачем, по вашему мнению, такой «ход» нужен Говорухину? Он что, не видит творящихся в стране безобразий?
— Уверена, что видит. Но, надеюсь, он идет в предвыборный штаб Путина, чтобы своими советами и действиями с этими безобразиями и беззакониями бороться, подвигать власть в нужном направлении. В каких-либо карьеристских соображениях подозревать Говорухина не могу: он свою «карьеру» сделал давно, поставив и продолжая ставить всенародно любимые фильмы.
«Культуру у нас заменил шоу-бизнес»
— Коль мы заговорили о кино, то нелишне вспомнить, что в программе партии «Справедливая Россия» первым разделом идет не экономика, не политика, а культура. Почему?
— Потому что с культуры всё начинается. Чем выше уровень культуры в обществе, тем выше нравственность. А безнравственное общество обречено на гибель, исчезновение. Это не я, такая умная, сформулировала — это академик Дмитрий Лихачев сказал, который был — и остается — непререкаемым нравственным авторитетом в нашей стране. Но у нас сегодня нет культуры, ее заменил шоу-бизнес. С утра до ночи на телеэкране бесятся сытые, раздутые (во всех смыслах этого слова) певцы и певички. Они дарят друг другу на дни рождения машины, бриллианты, сервизы Фаберже, строят себе дворцы в десятки миллионов долларов, справляют свадьбы в королевских замках под Парижем. И все это показывают нищему, обездоленному народу, считающему копейки, живущему в провинции на жалкие 8—10 тысяч рублей в месяц, из которых половина уходит на оплату ЖКХ, а другой половины не хватает даже на лекарства…
— Диагноз нашему телевидению вы поставили точный. А что происходит с нашим кино?
— Когда я была в Америке и нажимала вечерами в гостинице кнопки телевизора, то заметила, что там практически не идут все эти кровавые полицейские боевики, которые американцы делают не для себя, а для третьего мира, в том числе и для нас. А нынче мы и без них сами рады стараться. Посмотрите нашу телевизионную программу, мы же, как на зоне, живем. Что за фильмы у нас идут в самое лучшее время? «Ментовские войны», «Бандитский Петербург», «Убойная сила», опять же «Зона»…
В этой ситуации мне очень жаль наших молодых актеров. Они же от такого репертуара погибают как творческие личности. Вот есть такая очень красивая актриса Анастасия Заворотнюк. Но не за красивые же глаза взял ее Олег Табаков в свой театр-студию, значит, был у нее талант. Но бесконечная и бессмысленная «Моя прекрасная няня» актрису погубила, как губят многих наших актеров-мужчин однообразные криминальные боевики с матом и мордобоем.
Я сейчас читаю книгу воспоминаний нашего выдающегося актера Михаила Ульянова. Так вот, он описывает, как днями ходил по улицам, по рынку, вглядывался в лица людей, чтобы в гуще народа найти тот взгляд, каким должен был смотреть его герой Егор Трубников в фильме «Председатель». Кто сегодня так готовится к роли? В лучшем случае — выучат текст, а чаще всего — просто подставляют камере свои медийные лица. Может, еще и поэтому нет в нашем кино таких событий, каким был для моего поколения фильм «Председатель»?
«Я никогда не лечусь, не пью таблеток»
— А у вас самой есть сегодня предложения такого масштаба?
— Нет, поэтому я чаще всего и отказываюсь от ролей. Деньги мне, конечно, нужны: на пенсию не проживешь. Да и внук школу заканчивает, помочь ему хочется, но совсем уж в ерунде сниматься не могу себя заставить. Иногда такие беспомощные сценарии приносят, что если б оказалась вовремя табуретка под рукой, то, кажется, так бы и огрела автора этой табуреткой, чтобы привести его в чувство.
— Неужели ничего стоящего не попадается?
— Почему же, порой в куче мусора встречаются и весьма соблазнительные предложения. Вот у меня на столе лежит сценарий 12-серийного телефильма «Ванга», рассказывающий о жизни знаменитой болгарской прорицательницы практически от ее рождения до смерти. Мне предстояло сыграть самый финал ее жизни. Ясно, почему обратились с этим предложением ко мне: я, похоже, самая старая из снимающихся российских актрис. Что скрывать: мне интересна Ванга, это уникальный человеческий феномен. Кроме того, в сценарии наряду с болгарской прорицательницей действуют Сталин, Гитлер, Юрий Гагарин, Ельцин, другие исторические персонажи. Словом, поначалу я загорелась. Но, как человек православный, решила посоветоваться со своим духовником. Тем более что отношение Православной церкви к Ванге, мягко говоря, неоднозначное. Вот батюшка и отсоветовал мне сниматься в этом фильме, поскольку предсказания болгарской прорицательницы, по мнению нашей церкви, не имели ничего общего с Божественными откровениями. И я с ним согласилась.
— Ну если по поводу каждой роли ходить к батюшке, то можно на всю жизнь без репертуара остаться…
— Ну почему же. Я дважды играла игуменью — и в «Егоре Булычеве», и в «Гардемаринах», и в этом материале священники ничего крамольного не увидели. А здесь — лучше не буду гневить Бога. Меня, кроме съемок, часто зовут на творческие вечера — то в Карелию, то в Волгоград, то в Санкт-Петербург, лучше я пообщаюсь со своими зрителями. И мне, и им будет польза.
— Римма Васильевна, а где вы берете столько энергии в ваши уже, простите, немолодые годы? Легко ли вам мотаться по стране с творческими вечерами, а тем более с агитацией во славу «Справедливой России»?
— Я как-то выступала на своем творческом вечере, а ближе всех к сцене, по иронии судьбы, сидел на коляске молодой парень-инвалид и задал этот же вопрос: откуда у вас, мол, столько энергии? А кто его знает, откуда. От папы с мамой. От генов хороших. А еще, несмотря на тяжелое военное и послевоенное время, мы ели пусть скудную, но нормальную, здоровую пищу: молоко из-под коровы, яйца из-под курицы, огурец с грядки, картошку без пестицидов… А ваше поколение ело и ест уже всякую красиво упакованную, иногда вкусную, но чаще всего вредную дрянь.
Кроме того, я никогда не лечусь, не пью таблеток. Один раз за всю жизнь попала на хирургический стол, но и то случайно. У меня даже карточки нет в районной поликлинике, где я числюсь уже более 40 лет. Честное слово, я не знаю, что такое головная боль, грипп, простуда. Поскольку я курю, у меня всегда, даже зимой, открыты в доме настежь все форточки и балкон. У меня опять же случайно обнаружился недавно повышенный сахар в крови, но если вы думаете, что я принимаю какие-то препараты, ограничиваю себя в пище, то ошибаетесь: ем всё, что мне хочется. При этом чувствую себя замечательно, сплю замечательно, особенно в поездах и гостиницах. А на сцене чувствую себя еще лучше. Немного подкрашусь, подчеркну глаза, чтобы они не выглядели как две пулеметные точки, — и могу взять любой зал. После одного моего предвыборного выступления какой-то восторженный зритель даже воскликнул по моему адресу: «Долорес Ибаррури!» Я в тон ему ответила: «Но пасаран!»
На этой оптимистичной ноте давайте наш разговор и завершим…
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68