СюжетыЭкономика

«Газпром» атакует Киев

Какой же Новый год без газовой российско-украинской войны! Война, впрочем, происходит независимо от того, кто правит в Киеве, кто и за что сидит в украинской тюрьме.

Этот материал вышел в номере № 02 от 13 января 2012
Читать
Какой же Новый год без газовой российско-украинской войны! Война, впрочем, происходит независимо от того, кто правит в Киеве, кто и за что сидит в украинской тюрьме.

Как всегда, стороны ссылаются на одни и те же контракты, делая из них прямо противоположные выводы. Из чего следует, что или контракты со всеми приложениями составлены надувательски, или те, кто их подписал, стремятся надуть друг друга. Любопытно, что при этом все вплоть до президентов говорят о «цивилизованном подходе». Что звучит явно угрожающе.

Ощущение вязкого, громко хлюпающего болота и элементарной нечистоплотности. Вокруг густо пахнет в том числе и коррупцией: когда документы можно трактовать прямо противоположным образом, повышается спрос на мастеров договориться, а договориться можно, «не обидев» ни себя, ни контрагента. Возможно, именно в этом мастерстве и кроется реальная, помимо политики, причина печальной судьбы Юлии Тимошенко.

Картина до оскомины знакомая. Ее неумолимая повторяемость замечательно иллюстрирует уровень профессионализма российских и украинских политиков, цену их разговоров о всякого рода союзах и исторических корнях.

Как всегда, в газовом споре намешано многое. С одной стороны, в конце прошлого года Виктор Янукович заявил, что готов рассмотреть возможность создания газотранспортного консорциума с Россией. Украинский президент сделал это вынужденно, он понимает, что «Нафтогаз» будет неуклонно дешеветь под давлением конкурентов — «Северного» и «Южного потоков», которые позволяют «Газпрому» поставлять газ в Европу в обход Украины. Киев оценил свою газотранспортную систему в $20 млрд, половину предлагается выкупить «Газпрому». Алексей Миллер тут же ответил: на модернизацию украинской газотранспортной системы потребуется от 2–3 до 7–8 млрд евро. Переговоры пройдут в 2012 году, старт — 15 января.

С другой стороны, «Газпром» не ослабил хватки ввиду открывающейся давно вожделенной перспективы напрямую рулить всей трубой вплоть до западных покупателей (с Минском удалось договориться о покупке 100% белорусского участка трубы). Он решил волком выгрызть из Киева все, что можно, за поставляемый и даже непоставляемый газ.

Непосредственным поводом открытия военных действий стало сокращение забора газа Киевом. Точно так же, как когда-то война начиналась из-за «несанкционированного забора». В начале 2012 года Украина резко, в три раза, сократила суточный отбор газа из трубы. Если в конце 2011 года ежесуточные отборы составляли 100–110 млн кубометров, то с начала января они стали неуклонно снижаться и к понедельнику, 9 января, упали до 33,3 млн кубометров. Дальше — разная трактовка контрактов. Украина заявляет, что изменения, внесенные в них, снимают ответственность и санкции за недобор газа. «Газпром» стоит на том, что Россия должна поставлять Украине 52 млрд кубометров газа ежегодно. Киев может снизить объемы закупок, однако обязан заплатить за 80% от этого годового объема (или 41,6 млрд кубометров газа) в любом случае, даже если объемы закупок ниже этого объема. Таков принцип «бери или плати» (take or pay), прописанный в контракте.

Параллельно развивается спор на тему о том, что Украина должна была за полгода проинформировать Москву о снижении забора, чего она якобы не сделала. Киев же заявляет, что в соответствии с положениями контракта и в определенные им сроки «Нафтогаз Украины» направил в адрес «Газпрома» около десяти писем с просьбой согласовать поставки природного газа в Украину в 2012 году в объеме 27 млрд кубометров, которые компания обязуется отобрать и оплатить «согласно действующему контракту». Возникает ощущение, что факт своевременного уведомления имеет непосредственное отношение к жесткости применения принципа «бери или плати».

Дальше — увязки. Алексей Миллер четко дал понять: если Киев пойдет на скидку в цене трубы (не исключено, что к сделке будут привлечены иностранные оценщики), последует скидка в цене на газ при сохранении, однако, принципа «бери или плати»: «Если считать на объем в 40 млрд кубометров в год, который должна выкупать Украина согласно действующим контрактам, скидка была бы в районе 9 млрд долларов. Ежегодно». Поле увязок этим, понятное дело, не ограничивается.

Ясно одно — в газовой войне «Газпром» атакует, Киев ведет арьергардные бои. Но это не значит, что победа будет за «Газпромом». В конце концов, эта война за украинский выступ на газовом фронте между «Газпромом» и Евросоюзом. А здесь перспективы спорные. Deutsche Bank в своем отчете сообщил, что Европа в 2012 году сократит потребление газа на 44 млрд кубометров из-за экономических проблем и теплой зимы, а недавний опрос Reuters показал: аналитики ожидают избыток газа на европейском рынке в 2011–2012 годах в 60 млрд кубометров. Другими словами, на главном театре военных действий уже «Газпрому» уготована арьергардная позиция.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow