СюжетыКультура

Страдание и сострадание

В Третьяковской галерее проходит выставка великого скульптора Марка Антокольского

В Третьяковской галерее проходит выставка великого скульптора Марка Антокольского

Первым русским скульптором, получившим международное признание, был Марк Матвеевич Антокольский (1843 – 1902). В 1872 году лондонский музей Кенсингтон приобрел гипсовый слепок его мраморной статуи «Иван Грозный», с необычайной потрясающей силой обличающей тиранию. Английские критики, отмечая меткость и глубину характеристики царя, назвали скульптуру Антокольского «самой примечательной статуей нынешнего года». Эта скульптура является одним из экспонатов большой выставки произведений Марка Антокольского, открытой до 5 февраля 2012 года в Третьяковской галерее и приуроченной к 110-летию со дня его кончины.

До сих пор в музее, в зале, где были выставлены полотна Николая Ге, экспонировались только три его скульптуры. Однако сейчас зал Ге освободился в связи с большой ретроспективой художника в здании Третьяковки на Крымском валу. И в нем выставлено 26 работ Антокольского из запасников, которые ранее никогда не экспонировались.

Антокольский родился в Вильно. И хотя большую часть жизни провел за границей: в Италии, Франции, Германии – всегда, всей душой и мыслями оставался со своей горячо любимой Россией. Скульптуры Антокольского разнообразны по сюжету. Однако их основная тема – преданность своим убеждениям, способность стоять в них до конца, даже до смерти вопреки тирании власть предержащих, стремящихся подавлять любое проявление свободомыслия и инакомыслия. Таков «Христос перед судом народа», заказанный скульптору знаменитым меценатом Саввой Мамонтовым (Антокольский играл видную роль в Абрамцевском кружке) и созданном в 1873 – 1874 годах во время пребывания в Италии.

По поводу своей скульптуры Антокольский писал: «Я представляю Христа в тот момент, когда Он стоит перед судом народа, за который он пал жертвой. Его душевное движение в эту минуту является необыкновенно грандиозным. Действительно, только в эту минуту Он (и только Он) мог сказать: «Я им прощаю, потому что они не ведают, что творят». Во- вторых, под судом народа я подразумеваю и теперешний суд… Чтобы вы ни делали, я убежден, что истина, Любовь восторжествуют! «Вот что я хотел, чтобы моя статуя говорила всем, верующим и неверующим».

Этот ряд продолжает скульптура «Христианская мученица», созданная в Париже в 1887 году и своими утонченными пропорциями напоминающая произведения готической скульптуры. Лицо страдающей девушки устремлено в небеса. Её глаза выколоты рукой палача. Но тем больше обострилось её духовное зрение.

Ранний горельеф «Нападение инквизиции на евреев во время тайного празднования ими Пасхи» (1867) – первый из серии горельефов, в которых Антокольский изобличает преследования по мотивам религиозных убеждений. А завершает её горельеф «Нападение язычников на христиан» (1896-1902).

Скульптура «Иван Грозный» (1871 – 1875) изображает грозного монарха-тирана в момент глубокой душевной подавленности, когда его мучают угрызения совести по душам невинно замученных и убиенных. Это произведение очень понравилось либеральному монарху Александру 11, по указу которого скульптору было присвоено звание академика Санкт-Петербургской Академии художеств. В знак особого одобрения царь заказал бронзовую отливку скульптуры для Эрмитажа. На выставке также представлены и скульптуры, изображающие антипода Христа – Мефистофеля (1883). Одна из них – сатанинский бюст, попирающий повернутое обложкой и раскрытое напрестольное Евангелие с застежками. Страницы Священного писания кощунственно измяты. Антокольский назвал свою скульптуру «Х1Х век», видя в ней символ охватившего умы скептицизма, неверия и сомнения. Губы демона с лысой головой и остренькой бородкой поджаты в гримасе, изображающей осуждение и презрение. Но такая гримаса свидетельствует о том, что ему нечего сказать по существу. А зияющая пустота в глазах – о том, что ему нечего противопоставить вечным библейским истинам.

Эти истины освещали творчество мастера на протяжении всего его творческого пути. Именно поэтому на его могиле на Преображенском кладбище в Санкт-Петербурге установлен памятник в виде белоснежной стелы, украшенной, подобно скрижалям, цитатами из Священного Писания. И хотя со времени кончины Антокольского прошло 110 лет, он и по сей день остается крупнейшим и одним из самых популярных представителей русской скульптурной школы. Его искусство по-прежнему живо и не утратило своей актуальности и в ХХ1 веке.

Владимир Соколовский

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow