КолонкаПолитика

Федеральные телеканалы в упор не видят главного

Этот материал вышел в номере № 138 от 9 декабря 2011
Читать
Новость о том, что в ближнем Подмосковье поймали тигра, облетела все федеральные телеканалы. Еще бы! Это вам не лось и не кабан — типичные представители подмосковной фауны, а крупный амурский хищник, неведомо как забредший в наши палестины! Событие, достойное общенациональных новостей, тем более что усатого-полосатого отловили и теперь он уж точно опасности не представляет.
Изображение

Новость о том, что в ближнем Подмосковье поймали тигра, облетела все федеральные телеканалы. Еще бы! Это вам не лось и не кабан — типичные представители подмосковной фауны, а крупный амурский хищник, неведомо как забредший в наши палестины! Событие, достойное общенациональных новостей, тем более что усатого-полосатого отловили и теперь он уж точно опасности не представляет.

Программы и сюжеты о животных любят все. Даже милиционеры, то есть полицейские. Так, по рассказам очевидцев, один страж порядка, стоявший в оцеплении на Триумфальной площади, остановив корреспондента ВВС и узнав, откуда он, со знанием дела спросил: «ВВС — это компания, которая зверюшек снимает?» А потом пошутил: «Теперь, значит, наших зверей приехали снимать…»

«Нашим зверям», в отличие от беспризорного тигра, с общенациональным эфиром не повезло. Ну, не нашли новостные службы главных каналов страны информационного повода в том, что впервые лет за двадцать тысячи москвичей вышли на улицы, протестуя против грязных выборов и требуя справедливости.

Надо отдать должное вольным сынам эфира: они не лгали, что на Чистых прудах и днем позже на Триумфальной площади собралась жалкая кучка отщепенцев и горлопанов, стремящаяся окончательно раскачать лодку под чутким патронатом заморских покровителей. Они просто молчали — из выпуска в выпуск, изо дня в день, в упор не замечая события, ставшего главной новостью во всех западных, а также (что совсем уж невероятно) в целом ряде региональных российских СМИ. Жители Красноярска и Томска, к примеру, видели и знали, что происходит в Москве и Петербурге (сюжеты телекомпаний ТВК и «ТВ-2» мгновенно распространились в Интернете), а москвичи, петербуржцы и жители многих других регионов остались вообще без информации о многотысячных протестных акциях в сердце России.

Теле- и радиожурналист Станислав Кучер, потрясенный этим «молчанием ягнят», обратился у себя в Фейсбуке к ведущим новостей с федеральных каналов: «Вы хотя бы пальцы крестиком складывайте, или сережку на левом ухе потрогайте, или еще какой-нибудь знак придумайте… По глазам видно — непросто вам. Не мучайте себя, включите креативное мышление».

Я и сама к этому моменту уже не столько ждала сюжетов о происходящем или хотя бы пары «картинок» оттуда, сколько напряженно вглядывалась в лица ведущих, ожидая знака. Ведущий 19-часового выпуска программы «Сегодня» Алексей Пивоваров, например, о главном молчал, но выразительно: обыкновенно ироничный и улыбчивый, в эти дни он сидел в студии со скорбным выражением на лице, стараясь не встречаться взглядом с миллионами зрительских глаз по ту сторону экрана.

На Татьяну Миткову, ведущую итоговых ночных новостей НТВ, была особая надежда. Старожилы еще помнят, как в далеком 1991-м она, ведущая программы ТСН, отказалась читать официальную лживую информацию о событиях в Вильнюсе, за что была уволена без всякой надежды на продолжение профессиональной карьеры. Однако сразу после путча с триумфом вернулась на демократическое уже ТВ, став его лицом и символом. Вот и теперь верилось: уж она-то, закаленная в боях, что-нибудь придумает и прорвет-таки информационную блокаду хоть словом, хоть жестом, хоть многозначительным взмахом ресниц. Но, увы, промолчала и она, хотя оделась в черное, в глазах плескалась тоска, а фирменная ее лукавая улыбка не появилась даже в финале, когда, пожелав зрителям «приятных телебдений», Татьяна Ростиславовна удалилась из кадра. Несколько вызывающе удалилась, показалось мне, но чего только не покажется после многочасовых «телебдений» у ящика в ожидании заветного прорыва.

А вот Екатерина Андреева появилась в программе «Время», так же, как всегда, духоподъемно улыбаясь. И сообщила-таки, что «итогам парламентских выборов были посвящены многотысячные митинги в центре столицы: днем на Манежной площади собрались активисты молодежных движений «Наши» и «Сталь». Многие участники пришли на площадь с барабанами, на которых они отбивали дробь. Митингующие поддержали партию «Единая Россия», а также политику руководства страны». Сережку в ухе Андреева не теребила, а если и было ей мучительно больно за окончательно попранную профессию и репутацию, то она эту боль умело камуфлировала голосом, исполненным энтузиазма, и восторженным блеском красивых глаз.

На третьи сутки «тишины» заговорили «Вести». «Прекратить площадные выступления, которые начались после выборов, призвала Общественная палата», — подвел к сюжету ведущий Андрей Кондрашов. Те зрители, которые ни сном ни духом не подозревали об иных площадных выступлениях, кроме выступлений юных барабанщиков, с изумлением увидели центр города, перекрытый ОМОНом, полицией и военными машинами, автозаки, в которые волокут митингующих, Навального в кутузке… Услышали, что «обстановка на площади была, скажем так, непростая», протестующих насчитали от 3 до 7 тысяч, а задержанных — более 300… Что, в общем-то, никто не запрещал оппозиционерам проводить акции протеста и бороться за свои права, но, как показывает мировая практика, любые несанкционированные выступления всюду пресекаются жестко. К тому же не все несогласные такие уж мирные — в Интернете-де в эти дни распространялись рецепты коктейля Молотова и раздавались призывы бить всех и вся. В общем, как в коктейль Молотова, много чего в сюжет намешали, умолчав, правда, о юных барабанщиках, помогавших стражам правопорядка теснить оппозиционеров, а также о случайных прохожих и журналистах, задержанных вместе с остальными «бунтовщиками».

И в этом тотальном молчании федерального ТВ, и в этой кургузой полуправде можно, пожалуй, даже обнаружить остаточные признаки совести. Им стыдно откровенно врать — и они просто молчат. Им стыдно молчать — и они выдают крупицы правды, как бы намекая: «Сказал бы словечко, да волк недалечко». Их страшит и «волк», которому они привыкли угождать, и собственное будущее, если и когда серого и зубастого обезвредят, как того тигра из подмосковного леса. Они вряд ли читали труды Плутарха, но наверняка догадываются, что «государство, терпящее бедствие, слишком малодушно и, по слабости своей, слишком избаловано, чтобы вынести откровенные речи, хотя в них-то оно как раз больше всего и нуждается… Поэтому такое государство в высшей степени ненадежно: того, кто ему угождает, оно влечет к гибели вместе с собою, а того, кто не хочет ему угождать, обрекает на гибель еще раньше…». Всюду клин.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow