На сайте Минкульта можно ознакомиться с проектом Постановления Правительства РФ « Об утверждении Порядка ведения Государственного регистра фильмов и выдачи прокатных удостоверений на них» . Документ готовился давно, но утверждается как раз «вовремя». Перед выборами и сразу после путинского напутствия кинематографистам одуматься - задуматься об этике, перенять, так сказать, заокеанский опыт: кодекс Хейса, устанавливающий «параметры моральной цензуры». То есть возвращаемся в тридцатые, когда в США иностранные фильмы, грозившие подрывом «традиционных ценностей» Америки, конфисковались, и цензура была не только «моральной», но и политической. Потому Голливуд и боролся с ней настойчиво вплоть до революционного 1968 года.
Смотрим документ, провозглашающий основания для отказа в прокате.
Значит, следует тотчас воспретить проблемное политическое кино о терроризме, современном и давнем, о его причинах и следствиях.
Повествуя о Красных бригадах («Комплекс Баадера-Майнхоф», «Красный террор», «Я боюсь»), о бомбистах ИРА («Голод», удостоенный Каннской пальмовой ветви «Ветер, что колышет вереск» Кена Лоуча), о звезде международного террора Карлосе (фильм о недавно показывали по ТВ), о палестинских «самовзрывателях» («Рай сейчас»), о противодействии массовым убийцам («Правдивая ложь») и их уничтожении («Мюнхен» Спилберга), о психологии террористов («Дорога на Арлингтон») – авторы не могут не предоставить слова самим «антигероям», провозглашающим мотивы действия. Если замалчивать острые темы, они не исчезнут, напротив, вооружатся взрывчаткой и заточками – и выйдут на улицы. Уже выходят. Зато превентивный запрет «России 88», в которой саморазоблачаются наши скинхеды, будет легитимизирован. Для этого есть специальный пункт в постановлении:
Показывать истинное лицо фашизма нельзя. Зато можно организовываться и шагать маршами.
Но в таком случае отменят и «мгновения Штирлица». Работал он в нехорошей организации, она тоже вроде после Нюрнберга «вне закона». «Список Шиндлера», несмотря на все его Оскары, в некоторых странах успешно странах запрещали. В Малайзии, к примеру, как «еврейскую пропаганду». Закроют «Место встречи…». Говорухина и выдвижение Путина на пост президента не спасет. Снимал про «Черную кошку», бандитскую малину без отвращения изображал? Тарантино с его издевательскими «Бесславными ублюдками», распущенным «Криминальным чтивом, и мстительным «Убить Билла» - в корзину. Туда же фильмы Такеши Китано про якудзу. Коэнов про банды дикого запада («Железная хватка»). Триеру – от дома отказать. За все. Изуверские «Бойцовский клуб», «Олд-бой», «Город Бога», «Элитный отряд» и прочие культовые фильмы – изъять из DVD-проката. Стереть всех «Крестных отцов» - в них устройство мафии доподлинно воссоздано. «Последнее танго в Париже» Бертолуччи и «Золотой век» Бунюэля еще в советские времена признавались аморальными. За их показ можно было и сесть. Заодно Родригеса со Скорсезе – вычеркиваем: за показ насилия. «Красный штат» Кевина Смита - за изображение фанатиков секты. Алексея Германа, без вопросов, по накатанному маршруту: «на полку». У него банда Тюрина и Соловьева в «Лапшине» страшнее страшного, изнасилование урками генерала в «Хрусталеве», а в «Арканарской резне» он совсем распоясался. Показывает наше ближайшее будущее: тоталитаризм мочит в сортирах кногочеев.
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите donate@novayagazeta.ru или звоните:
+7 (929) 612-03-68
Есть в предстоящем законе отдельный пункт про наркотики. Будут наказаны фильмы, в которых содержится информация о способах изготовления и использования наркотических средств и психотропных веществ. Правильно. Но в нынешней России и так зияет бездна на месте социально ответственного кино. В мире оно востребовано. Режиссеры отваживаются поднимать больные темы, в том числе о наркозависимости, и делают это талантливо («Реквием по мечте», «Страх и ненависть в Лас-Вегасе»). Экран задумывается о причинах, заманивающих в черную пропасть («На игле», «Кэнди»), не боится говорить о наркоторговле как самом процветающем сегодня бизнесе («Траффик»)
За правильными словами про нравственность, за намерениями и пожеланиями чтить этический кодекс, видны уши неувядаемой и румяной госпожи цензуры. Как говорил Феллини, рекламы за государственный счет.
Между прочим, прозванный чугунным Устав о цензуре введенный Министром просвещения Шишковым сразу после восстания декабристов тоже состоял из сплошь хороших слов о радении за нравственность нации. Тоска по систематическому контролю над информацией, направленному на полную унификацию взглядов, владела и досточтимым республиканцемУильямом Харрисоном Хейсом, и Александром Христофоровичем Бенкендорфом, и Михаилом Андреевичем Сусловым.
Что же касается совета лидера нации отечественным кинематографистам самим, по «доброй воле» «договориться внутри сообщества», озаботиться «самоконтролем» и «ответственностью мастера», самим сформулировать законы «новой этики» - то что уж там. У нас авторская воля и так парализована, самоцензура торжествует во всех видах кинематографа, существующего, кстати, на 90% за госсчет. Сегодня кино на злободневные российские темы снимают иностранцы.
А ведь еще Руссо заметил, что цензура может быть полезна для сохранения нравов, но никогда для их восстановления. Увлекшись вдруг «методом Хейса» не стоит забывать о не менее известном «эффекте Стрейзанд», получившем распространение в Интернете. Попытка удалить информацию приводит к ее более широкому распространению по принципу: «зря не запретят».
Мы семимильными шагами маршируем в «оптимистический» оруэлловский мир, где «всюду жизнь привольно и широко точно Волга полная течет». Главное не расстраивать и не раздражать зрителя и власть предержащих. Уже практически запрещен фильм о Ходорковском. Для этого не надо было издавать спец-постановлений. Просто позвонить в сети и кинотеатры, как в добрые сталинские времена, и «посоветовать». Но народные избранники продолжают стараться. Депутат Саратовской областной Думы из фракции «Единая Россия» Алевтина Лосина на заседании комитета по культуре, общественным отношениям и информационной политике, в процессе обсуждения федерального закона «О культуре в Российской Федерации», горячо высказалась против содержащейся в нем нормы о свободе творчества. Особенно возмущают Алевтину Вальтеровну «современные арт-выходки»: «То есть закрепляется творческий эгоизм: я так думаю, я так хочу».“Так жить нельзя”,-это нынешний однопартиец Лосиной режиссер Говорухин сформулировал, когда был лидером демпартии, то есть еще до союза с Зюгановым…
Цензура укореняется в обществах, не доверяющихсамим себе. Любопытно проследить, как цензура характеризует нравы страны. К примеру фильм «Борат», критикующий нравы Америки, в США стал лидером проката. Зато его запретили в «Бахрейне» и… России. В Узбекистане список недозволенных фильмов составляет около 750 названий. В Белоруссии их более ста. В запретном перечне и «9 песен» на пару с «Круглосуточными тусовщиками» Винтерботтома, и «Необратимость» Гаспара Ноэ и замечательный «Город Бога» о бразильских трущобах, и «Доберман» Кунена, и «Импорт-экпорт Зайдля, и «V — значит вендетта» Мактига, и «Изображая жертву» Кирилла Серебренникова, удостоенного, между прочим главного приза нашего «Кинотавра». За субъективный взгляд на исторические события Украина запретила российский фильм «Мы из будущего 2». Зато в Таджикистане отворот поворот получила успешнейшая в России картина «Наша Russia. Яйца судьбы».
Так что, прав Эйнштейн: все относительно. Относительно времени. Вкусов. И направляющей линии партии и правительства. Но «линии», как и сами партии с правительствами меняются. Кино остается. Хорошее. Созданное вопреки сусловско-хейсовским уставам и всем прочим «яйцам судьбы».
Публичные консультации по законопроекту будут проводиться с 25 ноября до 8 декабря.
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите donate@novayagazeta.ru или звоните:
+7 (929) 612-03-68